ДООП физкультурно-спортивной направленности Шахматы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «СНЕГУРОЧКА»
ПРИНЯТА

УТВЕРЖДЕНА
Приказом заведующего
_____Н.В. Давидовская
от 26.08.2021 № 230

Педагогическим советом
от 26.08.2021 протокол №1

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Шахматы»

Возраст детей: 5 – 7 лет
Срок реализации программы: 1 год
Количество часов в год: 60 часов

Программу составила:
Копиева Алейса Муратовна

г. Новый Уренгой
2021

Содержание
1.
1.1.
1.1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
1.6.
2
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
3
3.1.
3.2.
3.3.

Целевой раздел
Пояснительная записка
Актуальность и направленность программы
Нормативно-правовая база
Структура и характеристика содержания программы
Формы и режим занятий
Возрастные особенности детей 5-7 лет
Цели и задачи
Содержательный раздел
Учебный план
Календарно – тематическое планирование
Планируемые результаты
Педагогический мониторинг образовательной деятельности
Организационный раздел
Материально-техническое обеспечение
Методическое обеспечение
Литература
Приложение 1
Приложение 2

2

3
3
5
5
7
7
9
11
12
15
15
17
17
18
19
20

1. Целевой раздел
1.1.

Пояснительная записка

Современные дети умнее своих предшественников – это признанный факт и
связано это в первую очередь со средствами массовой информации,
опоясавшими мир каналами связи, с утра до ночи льющимися потоком
разнообразных знаний в детские умы.
Существует зависимость между уровнем знаний и умственным развитием
ребёнка. Однако уровень умственного развития определяется не только объёмом
усвоенных знаний, но и умением владеть определёнными умственными
операциями, логическими приёмами мышления. Игра является неотъемлемой
формой деятельности ребёнка-дошкольника, это средство самовыражения и
моделирования социальных отношений.
Шахматы - одна из самых справедливых игр потому, что итог игры зависит
исключительно от знаний и воли игрока, шахматы развивают и дисциплинируют
мысль, даёт больше человеку, чем он тратит на неё.
1.1.1. Актуальность и направленность программы
Актуальность данной Программы продиктована требованиями времени. В
настоящее

время,

информационных

когда

весь

технологий,

мир

вступил

особенно

в

большое

эпоху

компьютеров

значение

и

приобретает

способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации,
умение анализировать её и делать логические выводы.
Шахматы – великолепная игра с древнейшей историей, сегодня это
популярный вид спорта, которым увлекаются миллионы людей во всех уголках
планеты, наряду с этим это прекрасный тренажер для мозга, значительно
увеличивающий его интеллектуальные способности.
В шахматы играли известные политики, философы и ученые, ими
увлекались писатели, художники и музыканты. Шахматы долгое время являлись
составной частью нашей культуры и спорта. Более семидесяти лет русские
шахматисты никому не отдавали мировую корону. Ни в одном виде спорта у
наших спортсменов нет таких достижений.
3

Занятия шахматами стимулируют развитие фантазии, воображения и
способности предвидения. Объективные условия игры ориентируют шахматиста
на необходимость постоянного предвидения развития событий на доске. Процесс
предвидения становится рефлексивным, т.е. неизбежно связанным с имитацией
мыслей противника и анализом собственных рассуждений и выводов с учётом
результатов такой имитации.
Неоспорима польза игры в шахматы для детей, начиная увлекаться этой
игрой в раннем возрасте, ребенок получает мощный толчок развития, как в
интеллектуальном, так и в личностном плане, позволяет обеспечить более
комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, помогает
расширить круг общения детей, к тому же дает возможность современному
ребенку научиться выбирать главное из потока информации, которая будет его
окружать.
Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей
способности ориентироваться на плоскости, развитию логического мышления,
суждений, умозаключений, учит ребёнка запоминать, обобщать, предвидеть
результаты своей деятельности; вырабатывает умение вести точные и глубокие
расчёты,

требующие

предприимчивости,

дальновидности,

смелости,

хладнокровия, дерзости, настойчивости и изобретательности, фантазии, а также
формируют волю.
Благодаря этой игре дошкольники учатся быть терпеливыми, усидчивыми,
настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе
работоспособность, умение решать логические задачи в условиях дефицита
времени,

тренируют

память,

учатся

самодисциплине.

Шахматы

также

положительно влияют на совершенствование у детей многих психических
процессов и таких качеств как восприятие, внимание, воображение, память,
мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Занимательный характер учебного материала позволяет привить детям
интерес к шахматам. Решение большого количества систематизированных
4

дидактических заданий способствует формированию способности действовать в
уме.
Направленность программы – спортивно-оздоровительная
Уровень освоения программы – стартовый
Нормативно правовая база

1.2.

Нормативно – правовой базой для составления программы послужили
следующие документы:
 Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 №
1726-р «Концепция развития дополнительного образования детей»;
 Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об
Утверждении

деятельности

по

дополнительным

общеобразовательным

программам» (с изменениями от 30.09.2020).
 Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации»

(вместе

с

«Методическими

рекомендациями

по

проектированию дополнительных программы)».
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования»;
 Конвенция ООН о правах ребёнка;
 Устав МБДОУ «ДС «Снегурочка»;
 социальный заказ родителей (законных представителей ребенка).

1.3.

Структура и характеристика содержания программы

Образовательная деятельность в рамках рабочей программы «Шахматная
азбука» рассчитана на один год, предназначена для воспитанников старших и
подготовительных групп.

Занятия проводятся в специально отведённом
5

кабинете. Продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т.е. для
детей старших групп – 25 минут, для детей подготовительных - 30 минут.
Обучение дошкольников шахматам проходит поэтапно. На каждом занятии
обучения игре в шахматы дети осваивают и закрепляют через игровую
деятельность. Известно, что в дошкольном возрасте в воспитании ребенка
доминирующую роль играют зрительные образы, поэтому любое словесное
объяснение сопровождается наглядным показом взрослого и многократным
повторением самых простых действий.
Программа «Шахматы» предполагает знакомство с историей игры,
известными

шахматистами,

профессиональным

лексиконом,

изучение

шахматной игры через использование дидактических сказок и игровых
ситуаций.
Структура занятия по обучению игре в шахматы
1. Повторение пройденного материала.
2. Новый материал.
3. Закрепление нового материала.
4. Итог занятия.
Ориентироваться в процессе обучения шахматам следует на детей, которые
усваивают медленнее материал, такой подход позволяет, обучит всех детей. Для
детей необходимо завести индивидуальные папки и рабочие тетради, в которых
будут находиться выполненные задания – это удобно для контроля. Педагог,
изучая материал папок, может понять на каком этапе ребенок, испытывает
трудности и провести индивидуальную работу с ним.
Программа по обучению игре в шахматы максимально проста и доступна
дошкольникам, строится по программе И.Г. Сухина «Шахматы. Шахматы,
полный курс для детей».
Важное значение, при обучении имеет специально организованная игровая
деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания заданий, создание
игровых ситуаций, использование шахматных дидактических игр и пособий.

6

1.4.

Формы и режим занятий

Программа рассчитана на 1 года обучения, для детей 5-7 лет. Программой
предусматривается 60 занятий в год, 2 занятия в неделю во вторую половину
дня. Проведение занятий по данной программе предполагает работу с
подгруппами из 6 детей. Продолжительность занятия в группах от 5-ти до 6-ти
лет 25 минут, от 6-ти до 7-ми лет - 30 минут. Группа, делится на 2 подгруппы, в
зависимости от пройденного материала.
Каждая новая тема дается на протяжении нескольких занятий, чтобы дети
смогли повторить, закрепить, и запомнить материал.
Форма проведения занятий
определяется возрастными особенностями детей, а также содержанием разделов
и тем изучаемого материала:
- беседа с объяснением материала и показом позиций на доске;
- просмотр презентаций и мультфильмов;
- дидактические игры, занимательные задания;
- тренировочные игр.
Основные

дидактические

принципы

программы:

доступность

и

наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания,
учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
1.5.

Возрастные особенности детей 5-7 лет

Возрастные особенности детей 5-6 лет
Дети 5—6 лет стремятся познать себя и другого человека как представителя
ближайшего социума, постепенно начинают осознавать связи и зависимости в
социальном поведении и взаимоотношениях людей. Дети могут распределять
роли до начала игры и строить своё поведение, придерживаясь роли. Речь,
сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети
начинают осваивать социальные отношения и понимать подчинённость позиций
в различных видах деятельности взрослых. При распределении ролей могут
возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения
7

В

познавательной

деятельности

продолжает

совершенствоваться

восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; представления детей
систематизируются. Дети называют не только основные цвета и их оттенки, но и
промежуточные

цветовые

оттенки;

форму

прямоугольников,

овалов,

треугольников. К 6-ти годам дети легко выстраивают в ряд – по возрастанию или
убыванию – до десяти предметов разных по величине. Однако дошкольники
испытывают трудности при анализе пространственного положения объектов,
если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного
расположения. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться
образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане,
но и совершить преобразования объекта. Продолжают совершенствоваться
обобщения, что является основой словесно-логического мышления. 5-6 лет - это
возраст творческого воображения. Дети самостоятельно могут сочинить
оригинальные

правдоподобные

истории.

Наблюдается

переход

от

непроизвольного к произвольному вниманию.
Возрастные особенности контингента детей 6-7 лет
Большую значимость для детей 6—7 лет приобретает общение между
собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, именно в этот
период

зарождается

детская

дружба.

Дети

охотно

делятся

своими

впечатлениями, высказывают суждения о событиях и людях, расспрашивают
других о том, где они были, что видели и т. п., т. е. участвуют в ситуациях
чистого общения, не связанных с осуществлением других видов деятельности.
При этом они могут внимательно слушать друг друга, эмоционально
сопереживать рассказам друзей. Дети продолжают активно сотрудничать, вместе
с тем у них наблюдаются и конкурентные отношения — в общении и
взаимодействии они стремятся в первую очередь проявить себя, привлечь
внимание других к себе. Однако у них есть все возможности придать такому
соперничеству продуктивный и конструктивный характер и избегать негативных
форм поведения

8

Познавательные

процессы

претерпевают

качественные

изменения;

развивается произвольность действий. Наряду с наглядно-образным мышлением
появляются

элементы

словесно-логического

мышления.

Продолжают

развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они еще в значительной
степени ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает
развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение
развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это 8
можно объяснить различными влияниями, в том числе средств массовой
информации, приводящими к стереотипности детских образов. Внимание
становится

произвольным,

в

некоторых

видах

деятельности

время

произвольного сосредоточения достигает 30 минут. У детей появляется особый
интерес к печатному слову, математическим отношениям.
1.6. Цели и задачи
Программа

составлена

с

учетом

интеграции

образовательных

направлений
«Познавательное», где дети учатся ориентироваться на ограниченной
территории, располагать предметы в указанном направлении, отражать в речи их
пространственное расположение.
«Социально-коммуникативное», где дети закрепляют умения согласовывать
свои действия с действиями ведущего и других участников игры. Развивают
сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу.
«Речевое», где дети формируют умение вести диалог с воспитателем, со
сверстниками, воспитывают культуру речевого общения.
«Художественно - эстетическое», у детей формируется умение свободного
владения карандашом при выполнении изображения и раскрашивания фигур
Цель

программы:

развитие

личности

ребенка,

раскрытие

интеллектуальных способностей посредствам освоения игры в шахматы.
Задачи программы
1. Образовательные (обучающие):
9

его

 знакомить с историей возникновения шахмат; понятиями и терминами,
используемыми в мире шахмат;
 формировать умения играть каждой фигурой в отдельности и в
совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного
кодекса;
 обучать

основам

шахматной

игры,

методам

долгосрочного

и

краткосрочного планирования действий во время партии, основным
стратегическим приёмам;
 обучать умению находить простейшие тактические идеи и приемы и
использовать их в практической игре.
2. Воспитательные
 способствовать формированию волевых и нравственных качеств;
 формирование адекватной самооценки, самообладания, выдержки;
 воспитывать чувство дружбы, взаимопомощи и толерантности;
 способствовать формированию шахматной культуры;


способствовать формированию навыков здорового образа жизни.
3. Развивающие (личностные)

 способствовать формированию познавательной мотивации в процессе
обучения;
 развивать навыки групповой работы;
− развивать изобретательность, фантазию, интуицию;
− способствовать развитию управления своими эмоциями и действиями;
 заинтересовать красотой и изяществом отдельных ходов, шахматных
комбинаций;
 окунуть детей в мир сказок и превращений обыкновенной доски и фигур в
волшебные;
 научить

находить

в

обыкновенном

–

необыкновенное,

эстетическое наслаждение, восхищаться удивительной игрой.

10

получать

2. Содержательный раздел
2.1. Учебный план
Программа направлена на приобщение подрастающего поколения к
интеллектуальному досугу посредством шахматной игры. При реализации
содержательной

части

Программы

следует

учитывать

индивидуальные

особенности развития дошкольника и применять разнообразные инструменты,
накопленные в шахматном образовании.
Ведущими формами организации занятия являются как групповые, так и
подгрупповые. Учебный план рассчитан на 1 года обучения. Возраст детей от 5
до 7 лет.
Учебный план
№

Количество часов
теория практик Всего
а
5
3
8
14
18
32
5
6
11
3
3
6
1
2
3
28
32
60

Название разделов тем
1
2
3
4
5

Раздел шахматная доска
Знакомство с шахматными фигурами
Цель шахматной партии
Игра всеми фигурами из начального положения
Повторение пройденного материала
Итого

Календарный учебный график
Программа реализуется с октября по май, проводится 60 занятия в год, 8
занятий в месяц, 2 раза в неделю.

Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март

8

8

6

6

8

11

8

Апредь Май

8

8

всего

Месяц

60

Программное содержание

Колво
часов

История
возникновения
шахмат.
Знакомство с
шахматной доской

Рождение, история развития шахмат.
Знакомство с шахматным королевством.

1

Знакомство с основными этапами
развития
шахмат.
Знакомство
с
чемпионами мира.
Познакомить
с
комплектом
раздаточного материала и
спортивным инвентарём.
Сформировать
представление
о
правилах размещения шахматной доски
между партнёрами. Дать базовые знания
по геометрии шахматной
доски,
«центр», «вертикали», «горизонтали»,
«диагонали».
Сформировать понятие прямой линии
на шахматной доске. Закрепить знания о
шахматной доске, формировать понятия
«горизонталь»,
«вертикаль»,
«диагональ»,
«шахматное
поле»,
«центр».
Дать представление о шахматном поле.
Повторение счета до 8, повторение букв
латинского алфавита.
Обозначение
полей.
Закрепление полученных знаний о
шахматной доске,

1

9-10

№
п/п

Шахматные фигуры

Познакомить с шахматными фигурами.

2

Сравнительная
ценность фигур

Дать представление о сравнительной
ценности шахматных фигур

2

Начальная
расстановка фигур

Расстановка фигур перед шахматной
партией.

2

2

1

1

Тема

11-12

неделя

месяц

2.2. Календарно - тематическое планирование

3-4

октября

2

Шахматная доска

5-6

3

Шахматная доска

4

7

Шахматная доска

13-14

2
3

ноября

1

8

Закрепление

12

2

2

1

1

Познакомить с шахматной фигурой
Ладья, местом Ладьи в
начальном положении, тем, как она
ходит.
Познакомить с шахматной фигурой
Слон, местом Слона в начальном
положении, его ходами.
Отработать
практические
навыки,
полученные на предыдущих занятиях.

2

Познакомить с шахматной фигурой
Ферзь, местом Ферзя в начальном
положении, его ходами.
Правила доски, фигуры Слон, Ладья,
Ферзь.

2

Отработать
практические
навыки,
полученные на предыдущих занятиях.

2

Познакомить с шахматной фигурой
Конь, местом Коня в начальном
положении, его ходами.
Отработать
практические
навыки,
полученные на предыдущих занятиях.

2

Отработать
практические
навыки,
полученные на предыдущих занятиях.

2

Знакомство с пешками Познакомить с пешкой, её местом в
начальном положении
партии, тем, как она ходит, бьёт другие
фигуры.
Соревнование
Закрепить знания, полученные на
пешками
предыдущих занятиях.
Сыграть тренировочные позиции.
Тренировочные
Отработать
практические
навыки,
позиции Ладья, Слон, полученные на предыдущих занятиях.
Ферзь, Конь, Пешка
Знакомство с Королем Познакомить с Королем, его местом в
начальном положении партии, тем, как
он ходит, бьёт другие фигуры.

2

15-16
17-18
19-20
21-22
23 -24
25-26
27-28
29-30
31-32
37-38

1

март

36

4

35

33-34

2
3
3

февраль

2

1

4

января

2

3

декабрь

1

4

Знакомство с Ладьёй

Знакомство со
Слонами
Ладья против слона.
Знакомство с Ферзём
Ферзь в игре
Повторение
пройденного
материала
Тренировочные
позиции Ладья, Слон,
Ферзь
Знакомство с Конем
Тренировочные
позиции с Конем.
Конь угрожает
Конь против ладьи,
слона, ферзя

13

2

2

2

2

1

1

2

Мат в один ход

Мат в один ход: сложные примеры с
большим числом шахматных фигур

1

Ничья.

Закрепить знания о позициях шах и мат.
Сформировать представление о
комбинациях шах и мат.
Сформировать представление о ничьей.

1

46

Тренировочные
позиции шах и мат

Пат

Сформировать представление о пате.

1

Рокировка.

Сформировать
представление
о
рокировке.
Длинная
и
короткая
рокировка.

2

Шахматная нотация

Сформировать
представление
о
шахматной нотацию
Научить записывать и воспроизводить
шахматную партию.
Сформировать
представление
о
шахматной партии.

1

Основы дебюта

Сформировать представление о дебюте.

1

Основы
миттельшпиля

Сформировать
миттельшпиль

о

1

Сформировать
представление
о
эндшпиля
Повторение основных Повторение программного материала.
вопросов
игры
в
шахматы.

1

1

45

43 - 44

41 - 42

39 - 40

2

47

2
3
4

Отработать практические навыки,
полученные на предыдущих занятиях.
Закрепить навыки игры шахматной
фигурой Король.
Сформировать представление о позиции
шах, развивать
способность детей думать, рассуждать и
анализировать различные ситуации.
Сформировать представление о мате.
Цель игры.

53-54

56

2

55

1

52

4

51

49 - 50 48

2
3

апрель

58 - 60

3

57

май

Тренировочные
позиции Король
против других фигур.
Шах

Мат.

Запись шахматной
партии
Шахматная партия.

Основы эндшпиля

14

представление

2

2

1

1
2

3

2.3. Планируемые результаты
К концу обучения воспитанники должны:
- иметь представление о шахматной доске, ориентироваться на ней;
- правильно помещать шахматную доску между партнерами;
- различать и называть шахматные фигуры;
- правильно расставлять шахматные фигуры на шахматной доске в
начальное положение;
- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
- иметь представление об элементарных правилах игры;
- играть малым числом фигур;
- иметь представление об истории шахмат и выдающихся шахматистах;
- владеть основными шахматными терминами;
- правильно применять элементарные правила игры;
- иметь представление о некоторых тактических приемах;
- играть в парах;
- решать элементарные задачи на мат в один ход.
2.4. Педагогический мониторинг образовательной деятельности
Контроль за освоением программы «Шахматная азбука» осуществляется по
результатам педагогических наблюдений в конце учебного года и заносится в
протокол мониторинга освоения программы (приложение 1).
Педагогическое наблюдение осуществляется по следующим параметрам:
- знание шахматных терминов;
- знание названий шахматных фигур;
- знание правил хода и взятия каждой фигуры;
- умение ориентироваться на шахматной доске;
- умение играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими
фигурами;
- умение правильно помещать шахматную доску между партнерами;
правильно
15

- расставлять фигуры перед игрой;
- различать вертикаль, горизонталь, диагональ;
- умение решать элементарные задачи на мат в один ход.
Каждый параметр оценивается в баллах:
0 баллов – не знает, не умеет;
1 балл – знает, умеет, но делает ошибки;
2 балла – знает, умеет практически безошибочно.
По сумме баллов за 9 параметров педагог определяет уровень достижения
ребенком

ожидаемых

результатов,

который

выражается

в

следующих

показателях.
Высокий уровень (14-18 баллов): ребенок имеет представление о шахматной
игре. Умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали,
показывая и называя их вслух. Знает, различает и называет шахматные фигуры.
Знает ходы шахматных фигур и их отличия. Имеет понятие о приёмах взятия
фигур.
Средний уровень (8-13 баллов): ребенок затрудняется в умении быстро и
правильно
находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Путает
название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия.
Низкий уровень (0-7 баллов): ребенок не умеет быстро и правильно
находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Не
знает, не различает и не называет шахматные фигуры. Не знает ходов
шахматных фигур и их отличия. Анализ результатов мониторинга в целом по
группе осуществляется по следующим параметрам: показатели, наиболее
успешно освоенные детьми; показатели, которые недостаточно освоены детьми;
причины недостаточного уровня освоения отдельных показателей; пути
решения.

16

3. Организационный раздел
3.1.

Материально-техническое обеспечение

Для реализации программы оборудован кабинет.
Кабинет отвечает всем стандартным санитарно-гигиеническим нормам и
требованиям, обеспечен нормальным освещением и вентиляцией. Также он
отвечает требованиям техники безопасности. Оборудование для занятий в
кабинете:
- столы для воспитанников;
- стулья для педагога и воспитанников;
- дидактические игры для обучения игре в шахматы;
- наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов,
тренировочные диаграммы, иллюстрации, фотографии);
- демонстрационные настенные магнитные доски с комплектами шахматных
фигур;
- настольные шахматы;
- шахматные часы;
- обучающие видеоуроки по шахматам, мультфильмы, диафильмы;
- стимуляторы игр;
- уголок «Шахматная азбука» в детском саду;
- альбомы, карандаши, краски, пластилин, тетради;
- проектор, акустическая система, принтер.
3.2.

Методическое обеспечение

Учебная и научная литература, таблицы по шахматам, схемы, плакаты,
карточки, дидактический и контрольно-измерительный материал, портреты
чемпионов мира, сборники комбинаций, дебютные энциклопедии, сборники
теоретических позиций по темам, сборники задач, таблицы соревнований,
компьютерные программы для игры в шахматы.

17

3.3. Литература:
1. Шахматы. Полный курс для детей. Большой самоучитель для детей. Сухин
И.Г. Издательство АСТ – 2020г.;
2. Шахматы для Начинающих. Хенкин В.Л. Издательство АСТ – 2002 г.
3. http://megachess.net/School_textbook;
4. Шахматы для самых маленьких. Сухин И.Г. Издательство АСТ – 2020г.;
5. Рабочая тетрадь № 1 «Шахматы с енотом», Е Волкова, Е Прудникова
Издательство Русл – 2020г.;
6. Рабочая тетрадь № 2 «Шахматы с енотом», Е Волкова, Е Прудникова
Издательство Русл – 2020г.;
7. Шахматная тетрадь для дошкольников. Москалёв В.А. Издательство
«Феникс» - 2012 г.

18

Приложение 1
Оценочные материалы
Протокол мониторинга освоения программы «Шахматы»
№
п\п

Фамилия,
имя ребенка

Знание шахматных фигур
Знают
названия
шахматных
фигур и
умеют
отличать
друг от
друга

Знают
шахматн
ые
термины

Знают
правила
хода и
взятия
каждой
фигуры

Шахматная доска
Знают, как
правильно
размещать
шахматную
доску
между
партнерами,
расставлять
фигуры
перед
игрой

Ориентиру
ются на
шахматной
доске.
Различают
горизонталь
, вертикаль,
диагональ

Шахматная игра

Умеют
играть
по
частям

Уровень
Умеют играть
Умеют
Увлечени освоения
программы:
каждой
решать
е
В.-14-18 б.,
фигурой в
элементарны
игрой
С.-8-13 б,
отдельности и е шахматные
Н.– 0 -7 б.
в
дебюты
совокупности
с другими
фигурами

Оценка параметров: 2 балла - высокий уровень: знает, умеет безошибочно; 1 балл – средний уровень: знает, умеет, но
допускает шибки; 0 баллов – низкий уровень: не знает, не умеет.

Приложение 2
Дидактические игры и задания для первого года обучения:
«Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из
горизонтальных линий шахматной доски шашками.
«Вертикаль». То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий
шахматной доски.
«Диагональ». То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной
доски.
«Назови вертикаль». Педагог показывает одну из вертикалей,
обучающиеся должны назвать ее. Так обучающиеся называют все вертикали.
Затем тренер-преподаватель спрашивает: «На какой вертикали в начальной
позиции стоят короли? Ферзи? Королевские слоны? Ферзевые ладьи?» И т. п.
«Назови горизонталь». Это задание подобно предыдущему, но
обучающиеся выявляют горизонталь. (Например: «Вторая горизонталь»).
«Назови диагональ». А здесь определяется диагональ. (Например:
«Диагональ е1 - а5»).
«Какого цвета поле?» Тренер-преподаватель называет какое-либо поле и
просит определить его цвет.
«Кто быстрее». К доске вызываются два обучающихся, и тренерпреподаватель предлагает им найти на демонстрационной доске определенное
поле. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее.
«Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся
все шахматные фигуры, каждый из обучающихся на ощупь пытается определить,
какая фигура спрятана.
«Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе тренера-преподавателя в
один ряд, обучающиеся по очереди называют все шахматные фигуры, кроме
«секретной», которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо
сказать: «Секрет».
«Что общего?» тренер-преподаватель берет две шахматные фигуры и
спрашивает обучающихся, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются?
(Цветом, формой).
«Большая и маленькая». На столе шесть разных фигур. Обучающиеся
называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все
фигуры по высоте.
«Мешочек». Обучающиеся по одной вынимают из мешочка шахматные
фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.
«Да и нет». Тренер-преподаватель берет две шахматные фигурки и
спрашивает у обучающихся, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.

«Мяч». Тренер-преподаватель произносит какую-нибудь фразу о начальном
положении, к примеру: "Ладья стоит в углу", и бросает мяч кому-то из
обучающихся. Если утверждение верно, то мяч следует поймать.
«В бой идут одни только пешки».
КОРОЛЬ. «Игра на уничтожение», «Один в поле воин».
ЛАДЬЯ. Одна против пешек. Лабиринт. «Захват контрольного поля»,
«Защита контрольного поля», «Кратчайший путь».
СЛОН. «Игра на уничтожение», «Один в поле воин», "Сними часовых",
"Лабиринт", "Перехитри часовых", "Кратчайший путь", "Атака неприятельской
фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру".
ФЕРЗЬ. «Могучая фигура» Ферзь. Дороги Ферзя. "Игра на уничтожение",
"Сними часовых", "Один в поле воин", "Лабиринт", "Перехитри часовых",
"Кратчайший путь", "Захват контрольного поля".
КОНЬ. «Прыг, скок и вбок». "Игра на уничтожение", "Сними часовых",
"Один в поле воин", "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Кратчайший путь",
"Захват контрольного поля".
«Кто сильнее». Тренер-преподаватель показывает обучающимся две
фигуры и спрашивает: "Какая фигура сильнее? На сколько?"
«Обе армии равны». Тренер-преподаватель ставит на столе от одной до
четырех фигур и просит ребят расположить на своих шахматных досках другие
наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях тренера-преподавателя и
обучающегося были равны.
«Выигрыш
материала».
Тренер-преподаватель
расставляет
на
демонстрационной доске учебные положения, в которых белые должны достичь
материального перевеса.
«Защита». В учебных положениях требуется найти ход, позволяющий
сохранить материальное равенство.
«Дай шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю.
«Пять шахов». Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному
королю.
«Защита от шаха». Белый король должен защититься от шаха.
«Первый шах». Игра проводится всеми фигурами из начального
положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.
«Шах или мат». Шах или мат черному королю?
«Мат или пат». Нужно определить, мат или пат на шахматной доске.
«Мат в один ход». Требуется объявить мат в один ход черному королю.
«На крайнюю линию». Белыми надо сделать такой ход, чтобы черный
король отступил на одну из крайних вертикалей или горизонталей.
«В угол». Требуется сделать такой ход, чтобы черным пришлось отойти
королем на угловое поле.
«Ограниченный король». Надо сделать ход, после которого у черного
короля останется наименьшее количество полей для отхода.
«Игра на уничтожение» - важнейшая игра курса. У обучающегося
формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая
функция мышления и др. тренер-преподаватель играет с обучающимися и
21

ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры).
Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
«Один в поле воин». Белая фигура должна побить все черные фигуры,
расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре
(черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).
«Лабиринт». Белая фигура должна достичь определенной клетки
шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и не перепрыгивая их.
«Перехитри часовых». Белая фигура должна достичь определенной клетки
шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и на поля,
находящиеся под ударом черных фигур.
«Сними часовых». Белая фигура должна побить все черные фигуры,
избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая
фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.
«Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая фигура должна
достичь определенной клетки шахматной доски.
«Захват контрольного поля». Игра фигурой против фигуры ведется не с
целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле.
При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом
фигуры противника.
«Защита контрольного поля». Эта игра подобна предыдущей, но при
точной игре обеих сторон не имеет победителя.
«Атака неприятельской фигуры». Белая фигура должна за один ход
напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.
«Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные
фигуры.
«Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее - побить
незащищенную фигуру.
«Защита». Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую
под боем.
«Выиграй фигуру». Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом
ответе черных они проиграли одну из своих фигур.
«Ограничение подвижности». Это разновидность "игры на уничтожение",
но с "заминированными" полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры
противника
«В бой идут одни только пешки». Практическая игра пешками.
«Шах или не шах». Приводится ряд положений, в которых обучающиеся
должны определить: стоит ли король под шахом или нет.
«Дай шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю.
«Пять шахов». Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному
королю.
«Защита от шаха». Белый король должен защититься от шаха.
«Мат или не мат». Приводится ряд положений, в которых обучающиеся
должны определить: дан ли мат черному королю.
«Первый шах». Игра проводится всеми фигурами из начального
положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.
22

«Рокировка». Обучающие должны определить, можно ли рокировать в тех
или иных случаях.
«Два хода». Для того чтобы обучающийся научился создавать и
реализовывать угрозы, он играет с тренером-преподавателем следующим
образом: на каждый ход тренера-преподавателя обучающийся отвечает двумя
своими ходами.

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».