ДООП социально-педагогической направленности Ступенька к успеху

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательно
учреждение «Детский сад «Снегурочка»
«ПРИНЯТО»

«УТВЕРЖДЕНО»

Педагогическим советом

Заведующий МБДОУ «ДС «Снегурочка»

Протокол №1 от 26.08.2021г.

____________Н.В. Давидовская
№230 от 26.08.2021г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«СТУПЕНЬКА К УСПЕХ»

Возраст детей:5-7 лет
Срок реализации программы: 2 года
Количество часов в год: 72 часа
Программу составили:
Тукуева Е.В., воспитатель

1

Содержание
1.
1.1.
1.1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
1.6.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
3.
3.1.
3.2.
3.3.

Целевой раздел
Пояснительная записка
Актуальность и направленность программы
Нормативно-правовая база
Структура и характеристика содержания программы
Формы и режим занятий
Возрастные особенности детей 5-7 лет
Цели и задачи
Содержательный раздел
Учебный план
Календарно – тематическое планирование
Планируемые результаты
Педагогический мониторинг образовательной деятельности
Организационный раздел
Материально-техническое обеспечение
Методическое обеспечение
Используемая литература

3
3
4
4
5
6
10
11
11
19
19
21
22
23

2

1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к
обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд
достаточно серьёзных требований к познавательному развитию
дошкольников, частью которого является математическое развитие. Оно не
сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать
арифметические задачи. Это ещё и развитие способности видеть, открывать в
окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их
«конструировать» предметами, знаками, символами. Всем известно, что
математика обладает уникальными возможностями для развития детей.
Занятия математикой развивают психические процессы: восприятие,
внимание, память, мышление, воображение, а также формируют личностные
качества
учащихся:
аккуратность,
трудолюбие,
инициативность,
общительность, волевые качества и творческие способности детей
Исследования психологов, многолетний опыт педагогов - практиков
показывают, что наибольшие трудности в школе испытывают не те дети,
которые обладают недостаточно большим объёмом знаний, умений и
навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика с определённым
набором тех качеств, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и
самостоятельно, желание и привычка думать, стремление узнать что-то
новое.

1.1.1.Актуальность и направленность программы
Актуальность данной программы-всестороннее развитие ребенка,
формирование у него способностей к саморазвитию и само изменению,
картины мира и нравственных качеств, создающих условия для успешного
вхождения в культуру и созидательную жизнь общества, самоопределения и
самореализации личности.
Программа направлена на формирование у дошкольников более высокого
уровня познавательного и личностного развития.
Поскольку игровая деятельность является ведущей в дошкольном
возрасте, особенностью работы является то, что данная деятельность
представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами,
знаками, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно
подготовить детей к школе.
Эта цель реализуется в соответствии с этапами познания и
возрастными особенностями развития детей в системе непрерывного
образования. Программа «Весёлый счёт» по развитию математических
3

представлений у детей дошкольного возраста разработана на основе
парциальной программы Л. Г. Петерсон «Раз - ступенька, два - ступенька...»,
и направлена на развитие мышления и творческих способностей детей.
Реализация рабочей программы способствует созданию формирования
интереса к занятиям математики. Данная образовательная программа
вводится в целях обеспечения преемственности дошкольного и школьного
образования.
1.2.

Нормативно правовая база

Нормативно – правовой базой для составления программы послужили
следующие документы:
 Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании
в
Российской Федерации»;
 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 №
1726-р «Концепция развития дополнительного образования детей»;
 Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об
Утверждении деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (с изменениями от 30.09.2020).
 Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных программы)».
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования»;
 Конвенция ООН о правах ребёнка;
 Устав МБДОУ «ДС «Снегурочка»;
 социальный заказ родителей (законных представителей ребенка).
1.3.

Структура и характеристика содержания программы

Образовательная деятельность в рамках рабочей программы «Ступенька
к успеху» рассчитана на два года, предназначена для воспитанников старших
и подготовительных групп. Занятия проводятся в специально отведённом
кабинете. Продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т.е.
для детей старших групп – 25 минут, для детей подготовительных - 30 минут.
Отличительной особенностью программы является ее направленность
на детей, возраст которых 5-7лет. Решающая роль при освоении программы
принадлежит деятельности ребенка, материал изучается с учетом
индивидуальных психофизиологических особенностей ребенка. Построение
программы и наглядного методического обеспечения позволяет вносить
изменения, исходя из открытий в области педагогики, психологии, а также
возможностей детей, педагогов. Ребенок продвигается постепенно, осваивая
всё более сложные темы. Каждая последующая тема не является чем-то
4

оторванным, существующим «сама по себе», а базируется на полученных
ранее знаниях, умениях, навыках. Структура каждого занятия определяется
его содержанием: посвящается ли оно изучению нового (занятие открытия
нового знания), повторению и закреплению пройденного (тренировочное
занятие), проверке усвоения знаний детьми (итоговое занятие).
Особенностью занятий нового знания является то, что поставленные
образовательные цели реализуются в процессе освоения новой для них
содержательной области. Параллельно с этим тренируются их мыслительные
операции, деятельностные способности, внимание, память, речь.
Структура занятий открытия нового знания имеет следующий вид:
Введение в игровую ситуацию
Актуализация и затруднение в игровой ситуации
Открытие детьми нового знания
Включение нового знания в систему знаний ребенка и
повторение
5) Итог занятия
1)
2)
3)
4)

На тренировочных занятиях акцент делается на тренировке
познавательных процессов и мыслительных операций, навыков к
выполнению различных видов деятельности и общению. На разных этапах
игровой деятельности дети преодолевают индивидуальные затруднения,
связанные с тренировкой запланированных воспитателем способов действий,
навыков, мыслительных операций. Параллельно с этим идет закрепление
предыдущих занятий. Основная цель занятий такого типа - тренировать
(навык, мыслительную операцию, познавательный процесс, способность и т.
д.)
1.4.

Формы и режим занятий

Программа рассчитана на 2 года обучения, для детей 5-7 лет.
Программой предусматривается 72 занятия в год, 2 занятия в неделю во
вторую половину дня. Проведение занятий по данной программе
предполагает работу с подгруппами до 10 детей. Продолжительность занятия
в группах от 5-ти до 6-ти лет 25 минут, от 6-ти до 7-ми лет - 30 минут.
Каждая новая тема дается на протяжении нескольких занятий, чтобы дети
смогли повторить, закрепить, и запомнить материал.
Форма проведения занятий определяется возрастными особенностями
детей, а также содержанием разделов и тем изучаемого материала:
- подгрупповая (до 10 воспитанников)
Основные дидактические принципы программы: доступность и
наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания,
учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

5

1.5.

Возрастные особенности детей 5-7 лет

Ребенок шестого года жизни продолжает совершенствоваться через
игру, рисование, общение со взрослыми и сверстниками, но постепенно,
важнейшим видом деятельности становится учение.
С пяти лет ребенка необходимо готовить к будущему школьному
обучению. Интеллектуальное развитие ребенка пяти-шести лет определяется
комплексом познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления,
памяти, воображения. Внимание ребенка этого возрастного периода
характеризуется непроизвольностью; он еще не может управлять своим
вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений.
Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться
на чем-то одном, в частой смене деятельности. Ребенок должен использовать
умения сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать результаты
своей деятельности.
Логические приемы умственных действий - сравнение, обобщение,
анализ, синтез, классификация, сериация, аналогия, систематизация,
абстрагирование - в литературе также называют логическими приемами
мышления. Развивать логическое мышление дошкольника целесообразного в
русле математического развития.
Анализ - выделение свойств объекта, или выделение объекта из
группы, или выделение группы объектов по определенному признаку.
Синтез - соединение различных элементов (признаков, свойств) в
единое целое. В психологии анализ и синтез рассматриваются как
взаимодополняющие друг друга процессы (анализ осуществляется через
синтез, а синтез - через анализ).
Психологически способность к синтезу формируется у ребенка
раньше, чем способность к анализу. То есть, если ребенок знает, как это было
собрано (сложено, сконструировано), ему легче анализировать и выделять
составные части. Именно поэтому столь серьезное значение уделяется в
дошкольном возрасте деятельности, активно формирующей синтез, конструированию.
Сначала это деятельность по образцу, то есть выполнение заданий по
типу «делай как я». На первых порах ребенок учится воспроизводить объект,
повторяя за взрослым весь процесс конструирования; затем - повторяя
процесс построения по памяти, и, наконец, переходит к третьему этапу:
самостоятельно восстанавливает способ построения уже готового объекта
(задания вида «сделай такой же». Четвертый этап заданий такого рода творческий: «построй высокий дом», «построй гараж для этой машины»,
«сложи петуха». Задания даются без образца, ребенок работает по
представлению, но должен придерживаться заданных параметров: гараж
6

именно для этой машины.
Для конструирования используются любые мозаики, конструкторы,
кубики, разрезные картинки, подходящие этому возрасту и вызывающие у
ребенка желание возиться с ними.
Сравнение - логический прием умственных действий, требующий
выявления сходства и различия между признаками объекта (предмета,
явления, группы предметов).
Показателем сформированности приема сравнения будет умение
ребенка самостоятельно применять его в деятельности без специальных
указаний взрослого на признаки, по которым нужно сравнивать объекты.
Классификация - разделение множества на группы по какому-либо
признаку, который называют основанием классификации. Классификацию
можно проводить либо по заданному основанию, либо с заданием поиска
самого.
Следует учитывать, что при классификационном разделении множества
полученные подмножества не должны попарно пересекаться и объединение
их подмножеств должно составлять данное множество. Иными словами,
каждый объект должен входить только в одно множество и при правильно
определенном основании для классификации ни один предмет не останется
вне определенных данным основанием групп.
Классификацию с детьми дошкольного возраста можно проводить:
- по названию (чашки и тарелки, ракушки и камешки, кегли и мячики и т. д.);
- по размеру (в одну группу большие мячи, в другую - маленькие, в одну
коробку длинные карандаши, в другую - короткие и т. д.);
- по цвету (в эту коробку красные пуговицы, в эту - зеленые);
- по форме (в эту коробку квадраты, а в эту - кружки; в эту коробку - кубики,
в эту – кирпичики и т. д.);
- по другим признакам нематематического характера: что можно и что нельзя
есть; кто летает, кто бегает, кто плавает; кто живет в доме и кто в лесу; что
бывает летом и что зимой; что растет в огороде и что в лесу и т. д.
Обобщение - это оформление в словесной (вербальной) форме
результатов процесса сравнения. Обобщение формируется в дошкольном
возрасте как выделение и фиксация общего признака двух или более
объектов. Обобщение хорошо понимается ребенком, если является
результатом деятельности, произведенной им самостоятельно, например
классификации: эти - большие, эти - маленькие; эти - красные, эти - синие;
эти - летают, эти - бегают и др.
7

Таким образом, за два года до школы можно оказать значимое влияние
на развитие математических способностей дошкольника. И в этом большую
помощь окажут развивающие занятия по дополнительной программе Л.Г.
Петерсон, Н.П.Холиной «Раз ступенька, два - ступенька...»

Возрастные особенности детей 6-7 лет
К моменту поступления в школу дети должны усвоить относительно
широкий круг взаимосвязанных знаний о множестве и числе, форме и
величине, научиться ориентироваться в пространстве и во времени. Практика
показывает, - что затруднения первоклассников связаны, как правило, с
необходимостью усваивать абстрактные знания, переходить от действия с
конкретными предметами, их образами к действию с числами и другими
абстрактными понятиями. Такой переход требует развитой умственной
деятельности ребенка. Поэтому в подготовительной к школе группе особое
внимание уделяют развитию у детей умения ориентироваться в некоторых
скрытых существенных математических связях, отношениях, зависимостях:
«равно», «больше», «меньше», «целое и часть», зависимостях между
величинами, зависимости результата измерения от величины меры и др. Дети
овладевают способами установления разного рода математических связей,
отношений, например способом установления соответствия между
элементами множеств (практического сопоставления элементов множеств
один к одному, использования приемов наложения, приложения для
выяснения отношений величин). Они начинают понимать, что самыми
точными способами установления количественных отношений являются счет
предметов и измерение величин. Навыки счета и измерения становятся у них
достаточно прочными и осознанными.
Умение ориентироваться в существенных математических связях и
зависимостях и овладение соответствующими действиями позволяют
поднять на новый уровень наглядно-образное мышление дошкольников и
создают предпосылки для развития их умственной деятельности в целом.
Дети приучаются считать одними глазами, про себя, у них развиваются
глазомер, быстрота реакции на форму.
Не менее важно в этом возрасте развитие умственных способностей,
самостоятельности мышления, мыслительных операций анализа, синтеза,
сравнения, способности к отвлечению и обобщению, пространственного
воображения. У детей должны быть воспитаны устойчивый интерес к
математическим знаниям, умение пользоваться ими и стремление
самостоятельно их приобретать.
Программа по развитию элементарных математических представлений
подготовительной к школе группы предусматривает обобщение,
систематизацию, расширение и углубление знаний, приобретенных детьми в
предыдущих группах.
Формирование количественных и пространственных представлений
является важным условием полноценного развития ребёнка на всех этапах
8

дошкольного детства. Они служат необходимой основой для дальнейшего
обогащения знаний об окружающем мире, успешного овладения системой
общих и математических понятий в школе. К шести годам ребёнок усваивает
относительный круг знаний о числе, форме и величине предметов, способах
элементарно ориентироваться в двухмерном и трёхмерном пространстве и
времени. К моменту поступления в школу дети должны свободно
ориентироваться в направлении движения в пространственных отношениях
между ними и предметами, а также между предметами. Большое значение
имеет развитие умения ориентироваться на плоскости. Вся работа должна
строиться на основе выделения парных противоположных понятий: «налево
— направо», «вперед — назад» и т. п.
Особенно важно обеспечить действенное овладение детьми
пространственной ориентацией. Они должны не только определять
направления и отношения между предметами, но и уметь использовать эти
знания: передвигаться в указанном направлении, располагать и перемещать
предметы и др.
К шести годам ребёнок усваивает относительный круг знаний о числе,
форме и величине предметов, способах элементарно ориентироваться в
двухмерном и трёхмерном пространстве и времени. К моменту поступления
в школу дети должны свободно ориентироваться в направлении движения в
пространственных отношениях между ними и предметами, а также между
предметами. Большое значение имеет развитие умения ориентироваться на
плоскости. Вся работа должна строиться на основе выделения парных
противоположных понятий: «налево — направо», «вперед — назад» и т. п.
Математические знания стимулируют интеллектуальное развитие
ребенка, формирование его познавательных и творческих способностей.
Фактически, основная цель дошкольного образования в области математики развитие интеллекта ребенка, его мышления. Полноценное развитие
последнего невозможно без формирования известной логической культуры,
поскольку логика - это универсальный элемент мышления. Приемы анализа и
синтеза, умозаключения, полученные путем сопоставления известных фактов
и явлений, искусство построения гипотез, ясных и стройных доказательств,
различение известного и неизвестного и много другое человек осваивает в
значительной мере именно благодаря изучению математики.
В математической подготовке дошкольников наряду с обучением детей
счету, развитием представлений о количестве и числе в пределах первого
десятка, делению предметов на равные части большое внимание уделяется
операциям с наглядно представленными множествами, проведению
измерений с помощью условных мерок, определению объема сыпучих и
жидких тел, развитию глазомера ребят, их представлений о геометрических
фигурах, о времени, формированию понимания пространственных
отношений.

9

1.6. Цели и задачи программы
Цель программы: формирование мотивации учения, ориентированной на
удовлетворение познавательных интересов, углубленное изучение
математического анализа, логических задач и связей.
1. Увеличение объёма внимания и памяти.
2. Развитие мыслительных операций (анализа и синтеза, сравнения,

обобщения, классификации, аналогии).
3. Развитие вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих

способностей.
4. Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить

простейшие умозаключения.
5. Формирование произвольности поведения, умения целенаправленно

владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со
сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
6. Формирование общеучебных умений и навыков (умения обдумывать и

планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с
заданными правилами, проверять результат своих действий и т.д.).
7. Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с количеством и

счётом, измерением и сравнением величин, пространственными и
временными ориентировками
8. Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с количеством и

счётом, измерением и сравнением величин, пространственными и
временными ориентировками
9. Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с количеством и

счётом, измерением и сравнением величин, пространственными и
временными ориентировками
Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с количеством и
счётом, измерением и сравнением величин, пространственными и
временными ориентировками.

10

2. Содержательный раздел
2.1. Учебный план
Вид деятельности

Количество в Количество в Количество
неделю
месяц
в год

Формирование
элементарных
математических понятий

2

8

64

2.2. Календарно - тематическое планирование развивающих
занятий (5-6 лет)
№

Тема

1-10

Свойства предметов.
Объединение
предметов в группы по
общему свойству.
Сравнение групп
предметов.
Обозначение равенства
и неравенства.

Отношение: часть целое. Представление о
действии сложения (на
наглядном материале).
17-18 Пространственные
отношения: на, над,
под.
19-20 Пространственные
11-16

Учебные действия
-формировать умение выявлять и
сравнивать свойства предметов, находить
общее свойство группы предметов;
-закреплять представления детей о
свойствах предметов (цвет.,
форма, размер, материал)
-уточнить представления о формах
геометрических фигур;
-формировать представления о признаках
сходства и различия.
- формировать умение сравнивать группы
предметов путем
составления игр;
-закрепить представления о порядке
увеличения и уменьшения
размеров;
-закрепит понятия «равенство» «неравенство» и умение
правильно использовать знаки .
- сформировать представление о сложении
как объединении групп предметов.
-продолжить знакомство со знаком «+»;

-уточнить пространственные отношения:
на, над, под.
-развивать пространственные
11

21-24

25-26

27-28

29-30

отношения: справа,
слева
Удаление части из
целого (вычитание).
Представление о
действии вычитания (на
наглядном материале).
Пространственные
отношения: между,
посередине.
Взаимосвязь между
целым и частью.
Представление: один много.
Число 1 и цифра 1.

Пространственные
отношения: внутри,
снаружи.
33-34 Число 2 и цифра 2.
31-32

35-36

Образование и состав
числа 2, цифрой 2.

Сравнение групп
предметов.
Обозначение равенства
и неравенства.
39-40 Представление об
отрезке и луче.
37-38

41-42

Число и цифра 3

Представления о
замкнутой и
незамкнутой линиях.
45-46 Представления о
ломаной линии и
многоугольнике.
43-44

представления, уточнить отношения:
справа, слева;
- формировать представление о вычитании
как об удалении из группы предметов ее
части.
-продолжить знакомство со знаком «-»
-уточнить пространственные отношения:
между, посередине.

- сформировать представления о понятиях:
один - много.
-продолжать знакомить детей с числом. 1 и
графическим, рисунком цифры 1.
-уточнить пространственные отношения:
внутри, снаружи
-продолжать знакомить с образованием и
составом числа 2, цифрой 2.
-формировать представления о точке,
линии, прямой и кривой линиях.
-закрепит понятия «равенство» «неравенство» и умение правильно
использовать знак «=»

-сформировать представление об отрезке и
луче
-формировать представления о замкнутой
и незамкнутой линии.

-формировать знания об образовании и
составе числа 3, цифры 3.
-формировать представления о замкнутой и
незамкнутой линии.

-закреплять и развить понятие линия,
многоугольник.
12

-закреплять знания об образовании числа 4,
составом числа 4, цифрой 4
-формировать умение соотносить цифру 4 с
количеством предметов, обозначать число
4 четырьмя точками.

47-48

Число 4 и цифра 4.

49-50

Представления об углах -сформировать представления о различных
видах углов – прямом, остром, тупом;
и видов углов.

51-52

Представление о
числовом отрезке.

- сформировать умение о числовом отрезке,
приемах присчитывания и отсчитывания
единиц с помощью числового отрезка.

53-54

Число 5 и цифра 5

- познакомить с образованием и составом
числа 5, с цифрой 5.
-уточнить пространственные отношения:
впереди, сзади.

Пространственные
отношения: впереди,
сзади.
57-60 Сравнение групп
предметов по
количеству на
наглядной основе.
Обозначение
отношений: больше меньше.
61-62 Временные отношения:
раньше, позже.
55-56

63-64

Упражнения по выбору
детей.

-формировать представления о сравнении
групп предметов по
количеству с помощью составления пар;
-закреплять знание знаков «больше»,
«меньше».

- расширить временные представления
(детей, уточнить отношения раньше- позже).
-закрепить представление о свойствах
предметов, сложении и вычитании групп
предметов, взаимосвязи целого и частей,
геометрические представления.

13

Календарно - тематическое планирование развивающих
занятий (6-7 лет)
№ занятия Тема

Учебные действия

1-4

Числа 1-5. Повторение

-повторить сравнение групп
предметов по количеству с
помощью;
составления пар, знаки ==; <
>;
-повторить смысл сложения
и вычитания, взаимосвязь
целого и частей, временные
отношения раньше — позже.

5-8

Число 6 и цифра 6

-повторить образование и
состав числа 6, цифрой 6;
-закрепить понимание
взаимосвязи между частью и
целым,
-представления о свойствах
предметов, геометрические
представления;
-закрепить счёт до 6,
представление о составе
чисел 2-6,
-числовом отрезке,
взаимосвязи целого и частей

9-16

Пространственные отношения:
длиннее, короче. Сравнение
длины (непосредственное и
опосредованное с помощью
мерки). Зависимость результата
сравнения от величины мерки.

-формировать умение
сравнивать длины предметов
с помощью
непосредственного
наложения, с помощью
мерки;
-познакомить с сантиметром
и метром, формировать
умение
использовать линейку для
измерения длин отрезков
14

17-22

Число 7 и цифра 7.

-познакомить с образованием
и составом, числа 7, цифрой
7;
-закрепить представление о
составе числа 6, взаимосвязь
целого и
частей, понятие
.многоугольника;
-закрепить порядковый и
количественный счёт в
пределах 7;
-повторить сравнение групп
предметов с помощью
составления пар, приёмы
присчитывания и
отсчитывания одной или
нескольких единиц на
числовом отрезке.

23-28

Отношения: тяжелее, легче.
Сравнение массы
(непосредственное и
опосредованное с помощью
мерки).
Зависимость результата
сравнения от величины мерки.

-закрепить представление о
понятиях тяжелее — легче на
основе непосредственного
сравнения по массе;
-закрепить понимание
взаимосвязи целого и частей,
представление о сложении и
вычитании, составе числа 7;
-формировать представление
о необходимости выбора
мерки при
измерении массы,
познакомить с меркой 1 кг;

29-34

Число 8 и цифра 8.

-познакомить с образованием
и составом числа 8, цифрой
8;
-формировать счётные
умения в пределах 8; закреплять представления об
измерении длины и массыпредметов, о присчитывании
и отсчитывании единиц на
числовом отрезке;
15

-закреплять представления о
составе числа 8, взаимосвязи
целого и частей, их
схематическом изображении
с помощью отрезка.

35-38

Представления
об
объёме
(вместимости).Сравнение объёма
(непосредственное
и
опосредованное с помощью
мерки). Зависимость результата
сравнения от величины мерки.

-сформировать
представление об объёме,
сравнение сосудов по
объёму с помощью
переливания;
-закрепить счётные умения в
пределах 8. Взаимосвязь
целого и
частей. Закрепить понимание
смысла сложения и
вычитания;
-сформировать
представление об измерении
объёмов с помощью мерки,
зависимости результата
измерения от выбора мерки.

39-44

Число 9 и цифра 9.

- закрепить образование и
состав числа 9, цифры 9;
-закреплять умение находить
признаки сходства и
различия
фигур, взаимосвязь целого и
частей, сложение и
вычитание на
числовом, отрезке;
-закрепить знание о
циферблате и часах,
-сформировать
представление об
определении времени по
часам.;
-закрепить счёт в пределах 9,
сформировать представление
о
цифре 9 и составе числа 9,
взаимосвязи целого и частей;
-повторить приём сравнения
чисел на предметной основе,
16

сложение и вычитание чисел
на числовом отрезке.
45-48

Представления о площади.
Сравнения площади
(непосредственное и
опосредованное с помощью
мерки). Зависимость результата
сравнения от величины мерки
(большая клетка - мелкая
клетка).

-сформировать
представление о площади
фигур, сравнение фигур
по площади непосредственно
с помощью условной мерки;
-закрепить порядковый и
количественный счёт в
пределах 9, состав числа 8 и
9, умение решать простые
задачки на основе
взаимосвязи целого и частей.

49-52

Число 0 и цифра 0.

-сформировать
представления о числе 0 и
его свойствах;
-закрепить счётные умения в
пределах 9, представление о
числовом отрезке,
взаимосвязи целого и частей;
-закрепить представления о
цифре 0, о составе чисел 8 и
9;
-формировать умение
составлять числовые
равенства по
рисунками наоборот,
переходить от рисунков к
числовым равенствам.

53-54

Число 10. Представления о
сложении и вычитании в
пределах 10 на наглядной
основе.

-сформировать
представление о числе 10:
его образовании, составе,
записи;
-закрепить понимание
взаимосвязи целого и частей,
умение распознавать
треугольники и
четырёхугольники

55-56

Пространственные фигурам шар, куб, параллелепипед.

-формировать умение
находить в окружающей
обстановке
предметы формы шара, куба,
17

параллелепипеда (коробки,
кирпичика);
-закрепить представления о
составе числа 10,
взаимосвязи целого
и частей, сложении и
вычитании чисел на
числовом отрезке.

57-58

Пространственные фигурами пирамида, конус, цилиндр. Их
распознавание.

-формировать умение
находить в окружающей
обстановке
предметы формы пирамиды,
конуса, цилиндра;
-закреплять представления о
составе числа 10,
взаимосвязи
целого и частей, сложении и
вычитании чисел на
числовом отрезке.

59-60

Символы.

познакомить детей с
использованием символов
для обозначения свойств
предметов (цвет, (форма,
размер);
-закрепить представления о
составе чисел 8, 9, 10.

61-62

Повторение. Игра «Скоро в
школу».

-повторить сравнение чисел
на наглядной основе,
взаимосвязь целого и частей,
состав чисел в пределах 10;
-закрепить представление о
символах, сложении и
вычитании чисел, на
числовом отрезке.

63-64

Итоговое занятие. Игра путешествие в страну
Математику

-повторить сравнение чисел
на наглядной основе,
взаимосвязь целого и частей!,
состав чисел в пределах 10;
-закрепить представление о

18

сложении и вычитании.

2.3. Планируемые результаты
•

месяцев в году Умение выделять и выражать в речи признаки сходства

и различия отдельных предметов и совокупностей.
• Умение объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать
взаимосвязь между частью и целым.
• Умение находить части целого и целое по известным частям.
Умение сравнивать группы предметов по количеству с помощью
составления пар, уравнивать их двумя способами.
• Умение считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке,
правильно пользоваться порядковыми и количественными
числительными.
• Умение сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в
пределах 10.
• Умение называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и
последующее числа.
• Умение определять состав чисел первого десятка на основе
предметных действий.
• Умение соотносить цифру с количеством предметов.
• Умение измерять длину предметов непосредственно и с помощью
мерки, располагать предметы в порядке увеличения и в порядке их
уменьшения длины, ширины, высоты.
• Умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник.
• Умение в простейших случаях разбивать фигуры на несколько частей
и составлять целые фигуры из частей.
• Умение выражать словами местонахождение предмета,
ориентироваться на листе клетчатой бумаги ( вверху, внизу, справа,
слева, посередине).
• Умение называть части суток, последовательность дней в неделе,
последовательность.
•

2.4. Педагогический мониторинг образовательной деятельности
С целью определения степени освоения учебного материала,
предусмотренного содержанием данной программы, была разработана
следующая система аттестации воспитанников:
Вид аттестации
Цели аттестации
Форма аттестации
Входной контроль
Определение
Входной
контроль
19

Итоговая аттестация

первичного
уровня
знаний воспитанников
по программе
Оценка
степени
овладения
практическими
навыками,
перечень
которых был определен
задачами программы.
Оценка
степени
усвоения
теоретического
материала,
определенного
содержанием
данной
программы.

знаний: анкетирование
(приложение №)
Отзывы педагогов

Итоговый
контроль
знаний: анкетирование
(приложение №)

Шкала оценки степени освоения учебного материала
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем
анкетирования, выполнения практических работ, отзывов педагогов.
Уровень первичных знаний, а так же уровень знаний, приобретенных
воспитанниками
по
завершению
программы
проверяются
анкетированием. При анкетировании все верные ответы берутся за
100%, тогда оценка осуществляется в соответствии с таблицей:
Процент выполнения задания
Степень освоения программы
90% и более
Учебный материал освоен в полном
объеме — высокий уровень освоения
программы
75% - 89%
Освоена большая часть содержания
программы — средний уровень
освоения программы
50%- 74%
Содержание программы усвоено
частично — низкий уровень освоения
программы
49% и менее
Программа не освоена
•
•
•

Формы подведения итогов реализации:
- анкетирование
- отзывы педагогических работников.

20

3. Организационный раздел
Организация занятий кружка
Численность детей на занятии не должна превышать 10 человек.
Продолжительность занятий 1 академический час.
Занятия проходят во второй половине дня 2 раза в неделю.
Форма организации: подгрупповая.
Форма проведения занятий: игровая, с использованием ИКТ технологии.
В каждое занятие включены физкультминутки, загадки, стихотворения
тематически связанные с учебными заданиями.
•
•
•

Фронтальная работа с демонстрационным материалом.
Самостоятельная работа детей с раздаточным материалом.
Постановка и разрешение проблемных ситуаций.

3.1. Материально-техническое обеспечение
Кабинет для занятий
Тетради «Раз- ступенька, два- ступенька...» математика для детей 5-6 лет
часть 1
Тетради «Раз- ступенька, два- ступенька...» математика для детей 6-7 лет
часть 2 Счетные палочки
Ручки
Цветные Карандаши
Простые карандаши
Фломастеры
Альбомы
Бумага А4
- Тетради в клетку
- Линейки
- Ножницы
Пластилин
- Цветной и белый картон
палочки Кьюзенера
блоки Дьенеша
мозаика
игрушки
мячики
Картотека загадок
21

Картотека динамических пауз
Касса цифр на магнитах - 1
Наборы магнитных карточек:
«Знаки' действий» -2
«Цифры» -1
«Числа от 1 до 20» - 1
Наборы тематических картинок
Геометрическое лото
Лото фрукты цветы овощи
Кубики
- Наборы геометрических фигур
- Демонстрационный материал
- Дидактические игры
- Наборы цифр и знаков
- Трафареты с геометрическими (фигурами
Наборы игрушек
Домино
Модель циферблата часов с подвижными стрелками
Чашечные весы
Шнурки цветные
Модели волшебных мешочков
Конверты
Оборудование:
Экран
проектор

3.2. Методическое обеспечение
Успешная реализация программы зависит использования различных
технологий, форм, приёмов и методов работы на развивающих занятиях.
На занятиях используются технологии:
•
•
•

Личностно - ориентированные технологии.
Технология развивающего обучения.
Игровая технология.
Наглядного, демонстрационного, раздаточного материала.

Различные виды- деятельности.
•
•
•

познавательная;
коммуникативная;
продуктивная;
22

3.3. Используемая литература
1. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е. Е. Игралочка - ступенька к школе.

Практический курс математики для дошкольников. Методические
рекомендации. Изд-во Ювента М.,2014.
2. Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз - ступенька, два - ступенька...

Практический курс математики для
рекомендации. Изд-во Ювента М.,2011.

дошкольников.

Методические

3. Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз - ступенька, два - ступенька...

Рабочая тетрадь

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».