Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Снегурочка» «Принято» Педагогическим советом протокол № 1 от 26.08.2021г. «Утверждено» заведующий МБДОУ «ДС «Снегурочка» ______________ Н.В. Давидовская № 230 от 26.08.2021г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Художественно-эстетической направленности Кружок «МУРЗИЛКА» Возраст детей :5-7 лет. Срок реализации программы: 1 год Количество часов в год: 72 часов Руководители: Эбузова А.Р. Эбузова З.М. 1 Содержание 1. 1.1. 1.1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 1.5. 1.6. 2 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 3 3.1. 3.2. 3.3. Целевой раздел Пояснительная записка Актуальность и направленность программы Нормативно-правовая база Структура и характеристика содержания программы Формы и режим занятий Возрастные особенности детей 5-7 лет Цели и задачи Содержательный раздел Учебный план Календарно – тематическое планирование Планируемые результаты Педагогический мониторинг образовательной деятельности Организационный раздел Материально-техническое обеспечение Методическое обеспечение Литература 2 3 3 5 5 6 7 7 8 9 11 11 12 12 12 1.Целевой раздел. 1.1. Пояснительная записка. Каждый ребенок знает такой мягкий и податливый материал, как пластилин, который может принимать заданную форму. Но не каждый знает о том, что из пластилина можно не только лепить, с его помощью можно рисовать. Из всего многообразия видов изобразительного искусства дети обычно отдают предпочтение рисованию, которое имеет большое значение для всего всестороннего развития дошкольников, способствует эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора. Примечательно, что рисовать можно не только с помощью красок, карандашей или фломастеров, но и в такой нетрадиционной технике, как пластилинография. Пластилинография – это нетрадиционная техника изобразительного искусства, принцип которой заключается в создании лепной картины с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности. В младшем возрасте дети осваивают простейшие приёмы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, вытягивание. Большое значение начинает приобретать цвет пластилина. Дети учатся смешивать разные цвета для получения более светлого оттенка, осваивают приём вливания одного цвета в другой. Занимаясь пластинографией с дошкольниками, педагог решает не только практические, но и воспитательно- образовательные задачи: ребёнок учится познавать мир и осознавать себя своё место в нём, единство человека и природы, расширяются возможности изобразительной деятельности детей. Пластилинография способствует, в первую очередь, снятию мышечного напряжения и расслаблению, развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, будит фантазию, побуждает дошкольников к самостоятельности. Также рисование пластилином позволяет использовать бросовый (катушки, диски, бусинки) и природный (шишки, ракушки, каштаны, фасоль, семена подсолнуха, крупы) материалы. 1.1.1.Актуальность и направленность программы Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребенка: лепка благотворно влияет на нервную систему, повышает сенсорную чувствительность, развивает воображение, пространственное мышление, мелкую моторику, синхронизирует работу обеих рук, формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, развивает ребенка эстетически. С раннего возраста ребенок знает такой мягкий, податливый материал, как пластилин, из которого можно лепить, но не каждый знает, что пластилином можно рисовать. Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач 3 педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка. Именно изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей.Именно изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Проблема развития творческого мышления дошкольника с его неповторимостью, оригинальностью и уникальностью - главные проблемы современного дошкольного образования. Сегодня особенно остро обозначилась потребность общества в воспитании творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, умеющих находить собственное решение, оригинальные ответы, открыто высказывать смелые идеи и гипотезы, способных в поведенческой сфере быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Творчество - одна из содержательных форм психической активности детей, которую можно рассматривать как универсальное средство развития индивидуальности, обеспечивающее устойчивую адаптацию к новым условиям жизни, как необходимый резерв сил для преодоления стрессовых ситуаций и активного творческого отношения к действительности. Творческие способности - это способность обнаруживать новые способы решения проблем и новые способы выражения. Помогают развивать и совершенствовать творческие способности изобразительные (продуктивные) виды деятельности - рисование, лепка, конструирование, аппликация..Процесс рисования пластилином в изобразительной деятельности вовлекает в работу движения рук (ладоней, пальцев), занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Занятия пластилинографией способствуют интеллектуальному развитию детей. Полученные результаты и сам процесс работы раскрывают творческие способности ребенка, делают детский мир красочнее и духовно богаче. Оно вносит новизну, делает его интересным и увлекательным. Нетрадиционные техники: -Отпечатывание (оттиск) штампами, -Рисование пластилином, «приѐмом вливание одного цвета в другой», -Выдавливание пластилина из шприца, с использованием бросового материала (бисер, манка, вата, семечки, пуговицы, фантики и т.д.). - Прямая пластилинография; Обратная пластилинография (витражная); - Контурная пластилинография; Многослойная пластилинография; 4 - Модульная пластилинография; - Мозаичная пластилинография; Смешивание цветов пластилина; - Фактурная пластилинография; Главным содержанием видов деятельности в рамках данной методики выступает процесс «открытия мира». Занятия представляют, большую возможность для развития и обучения детей, способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. 1.2. Нормативно правовая база Нормативно – правовой базой для составления программы послужили следующие документы: Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Концепция развития дополнительного образования детей»; Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об Утверждении деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями от 30.09.2020). Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных программы)». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; Конвенция ООН о правах ребёнка; Устав МБДОУ «ДС «Снегурочка»; социальный заказ родителей (законных представителей ребенка). 1.3. Структура и характеристика содержания программы Структура занятий может быть гибкой и изменяться от целей и задач, но обязательно включает в себя 3 части: вводную, основную и заключительную. Вводная часть начинается с организационного момента. Именно здесь создается эмоциональный настрой у детей, сосредоточить внимание на игровом персонаже, на необходимости ему помочь, на развитии игрового замысла. Во вводной части дети могут свободно передвигаться, подходить к мольберту, стоя слушать рассказ воспитателя. Воспитатель в свою очередь использует различные приёмы: чтение художественного слова, обыгрывание персонажа, подвижную или пальчиковую игру. 5 В основной части детей усаживают за рабочий стол, непосредственно на месте воспитатель объясняет и показывает приёмы пластилинографии. Далее дети выполняют практическое задание – дорисовывание необходимых элементов в общей композиции (лучиков, капелек, ножек, иголочек и т.д.). При необходимости педагог помогает индивидуально, а также проводит физминутку. В заключительной части дети встают, переходят на ковер или к мольберту. Воспитатель подводит итог занятия: детей хвалят за помощь персонажу, за их труд, отмечают красоту созданной композиции. 1.4. Формы и режим занятий Программа рассчитана на 1 года обучения, для детей 5-7 лет. Программой предусматривается 60 занятий в год, 2 занятия в неделю во вторую половину дня. Проведение занятий по данной программе предполагает работу с подгруппами из 6 детей. Продолжительность занятия в группах от 5-ти до 6-ти лет 25 минут, от 6-ти до 7-ми лет - 30 минут. Группа, делится на 2 подгруппы, в зависимости от пройденного материала. Каждая новая тема дается на протяжении нескольких занятий, чтобы дети смогли повторить, закрепить, и запомнить материал. Форма проведения занятий Технология проведения групповых занятий может быть разной. Главное чтобы дети сидели компактно, но на некотором расстоянии, не мешая, друг другу. Внутри подгруппы дети могут переговариваться, общаться, делиться опытом. Каждое занятие кружка содержит: тему, задачи, последовательность выполнение работы. Выполнить композицию в технике пластилинографии непросто, поэтому над еѐ созданием одновременно трудится несколько детей. Этапы создания картин: 1. Подбор эскиза. 2. Подготовка основы (покрытие основы скотчем, перенос эскиза на основу). 3. Подбор материала, цвета пластилина, смешивание цвета. 4. Создание картин начинаем с дальнего плана, постепенно приближаясь к ближнему. 6 5. Лепка мелких деталей. Декорирование. Занятия по индивидуальным маршрутам – форма работы с наиболее одарѐнными детьми. Это позволяет дать детям дополнительные знания, умения и навыки; расширить возможности изобразительной деятельности детей. Пальчиковые игры и упражнения – форма работы выбрана для развития мелкой моторики, координации и синхронизации движения обеих рук, а также для расслабления и отдыха на занятиях. Оформление и организация выставок – выставки работ проходят два раза в год. Любуясь результатами своей работы, дети получают эмоциональное удовлетворение. Это способствует их самовыражению, повышает их самооценку. 1.5. Возрастные и психические особенности детей 5-7 лет. В возрасте около 5 лет в развитии ребёнка происходит большой скачок. К 5 годам он должен иметь представление об обратимых и необратимых процессах, отличать ситуации, в которых произошло изменение какого-либо признака или количества от ситуаций, в которых количество или (признак) остались неизменными. Содействует общему психическому развитию активизация воображения. Воображение - высшая психическая функция, которая лежит в основе успешности всех видов творческой деятельности человека, в том числе и взрослого. Взрослые должны ценить в дошкольнике неспособность делать по указанию или по образцу то, что предлагает взрослый, а придумывать свои собственные планы. Ребёнок может произвольно управлять своим поведением, а также процессами внимания и запоминания, эмоциональными реакциями. В любом виде деятельности может выйти за пределы сиюминутной ситуации, осознать временную перспективу, удерживать в сознании одновременно цепочку взаимосвязанных событий или разные состояния вещества или процесса. 1.6. Цели и задачи программы. Цель программы –развитие тонких движений пальцев и всей руки в целом, активизация творческих способностей детей; поиск новых способов художественного выражения. Программа дополнительного образования рассчитана на 1 год обучения детей 5-7 лет и реализует следующие задачи: Учить приемам работы с пластилином: вытягивание, размазывание, примазывание, надавливание, сглаживание поверхности и др. 7 Учить детей самостоятельно осуществлять движения, контролируя их силу, длительность, направленность и др. Учить создавать яркие, выразительные образы и изображения окружающего мира, действительности посредством соединения двух цветов пластилина в один; формировать целостную картину мира; Учить инкрустировать работы различными дополнительными материалами (бусинки, паетки, перышки, зерна крупы, семя подсолнуха и проч.); использовать бросовый материал (пробки от фломастеров, колпачки шариковых ручек, стержни, палочки и проч.) Развивать мелкую моторику, общую умелость рук, укреплять их силу. Развивать координацию и согласованность руки и глаза. Осуществлять постепенную подготовку руки к освоению навыка письма. Воспитывать усидчивость, аккуратность, желанию доводить начатое дело до конца. Прививать чувство прекрасного, расширять представления о сезонных явлениях, праздничных событиях и традициях родного края и страны. 2.Содержательный раздел. 2.1. Учебный план Программа направлена на приобщение подрастающего поколения к интеллектуальному досугу посредством пластилинографии. При реализации содержательной части Программы следует учитывать индивидуальные особенности развития дошкольника и применять разнообразные инструменты, накопленные в пластилинографии. Ведущими формами организации занятия являются как групповые, так и подгрупповые. Учебный план рассчитан на 1 года обучения. Возраст детей от 5 до 7 лет. Учебный план № Основные разделы программы 1 Растительный мир 2 Рукотворный мир 3 Животный мир 4 Природный мир Всего часов Кол-во часов 17ч 26ч 21ч 8ч 72ч 2.2. Календарно-тематическое планирование(примерное) № Общая тема тема занятий Вид лепки 8 всего часов 1 Вводное занятие Правила 1 час поведения и техника безопасности. 1 час Ознакомительная беседа «Что такое лепка?» 2 3 4 5 Осень Насекомые Домашние животные Дикие животные Лепка по замыслу. Подарки осени объемная 2 часа Букет объемная 2 часа Муравьи объемная 2 часа Бабочка пластилинография 2 часа Паук в паутине пластилинография 2 часа Божья коровка пластилинография 2 часа Собачка объемная 2 часа Петух мозаика 2 часа Лошадь объемная 2 часа Кошка на окошке пластилинография 2 часа Медведь объемная 2 часа Ежик и одуванчик мозаика 2 часа Зебры на поляне пластилинография 2 часа Слон пластилинография 2 часа Жираф пластилинография 2 часа 9 6 7 8 9 Птицы Совушка –сова большая голова пластилинография 2 часа Птицы зимой пластилинография 2 часа Солдат объемная 2 часа Богатырь пластилинография 2 часа Кукла обратная аппликация 2 часа Гном объемная 2 часа В мире сказок Там ступа с объемная бабою-ягой, идет бредёт сама собой. 2 часа Человек Подводный мир 10 Коллективная 11 Народные промыслы Колобок пластилинография 2 часа Теремок мозаика 2 часа Жар- птица пластилинография 2 часа Аквариум обратная аппликация 2 часа Морское дно пластилинография 2 часа Пруд объемная + пластилинография 2 часа Улица города объемная+ пластилинография 2 часа С высоты пластилинография птичьего полета 2 часа Удивительная дымка пластилинография 2 часа Золотая хохлома пластилинография 2 часа По замыслу пластилинография+объемная 2 часа 10 12 Мы любим праздники Подарок маме пластилинография 2 часа Новый год объемная 2 часа Снежинка мозаика 2 часа Всего часов 72 часа 2.3. Планируемые результаты По итогам освоения программы творческой мастерской дети освоят: • • • • • • виды лепки; необходимые инструменты и материалы; основные этапы изготовления изделий; основные приемы лепки, технологию выполнения; композиционные основы построения изделия; требования к качеству изделий; 2.4. Педагогический мониторинг образовательной деятельности Этапы контроля - Входной контроль – проведение при наборе или на начальном этапе формирования коллектива – изучение отношения ребенка к выбранной деятельности, его способности и достижения в этой области, личностные качества ребенка. - Текущий контроль – проводится в течение года, возможен на каждом занятии - Промежуточный контроль – проводится по окончании изучения темы, в конце полугодия, года. -Изучение динамики освоения предметного содержания ребенком, личностного развития, взаимоотношений в коллективе. - Итоговый контроль – проводится в конце обучения по программе – проверка освоения программы, учет изменений качеств личности каждого ребенка. Цель программы - Цель должна быть конкретна. - Результаты ее достижимы и измеримы. - Цель формируется через существительные: помощь, развитие, приобщение, воспитание, обучение, формирование, обеспечение, поддержка, расширение, углубление, знакомство, предоставление 11 возможности и т.д. 3.Организационный раздел 3.1.Материально-техническое обеспечение. Для реализации «Пластилинография» программы требует наличия кабинета. Также он должен отвечать требованиям техники безопасности. Оборудование для занятий в кабинете: - столы для воспитанников; - стулья для педагога и воспитанников; - дидактические игры для обучения «Пластилинографии»; - центр художественного творчества -пластилин -стеки -дощечки для раскатывания пластилина -салфетки для рук -бросовый материал. 3.2.Методическое обеспечение Учебная и научная литература, таблицы, схемы, плакаты, карточки, дидактический и контрольно-измерительный материал, сборники комбинаций, сборники теоретических позиций по темам, сборники задач. 3.3.Литература Большакова С.Е. «Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения.» - М.: ТЦ Сфера,2009. Г.Н.Давыдова «Детский дизайн. Пластилинография». – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2015. Г.Н.Давыдова «Пластилинография. Анималистическая живопись». - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2015. Г.Н.Давыдова «Пластилинография. Цветочные мотивы». - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2015. Г.Н.Давыдова «Пластилинография для малышей». -М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2015. 12