Пояснительная записка Учебный план образовательной деятельности МБДОУ «ДС «Снегурочка» разработан с целью реализации образовательных программ дошкольного образования в группах детей 2-7,8 лет, является нормативным актом, устанавливающим перечень образовательных областей и объём учебного времени, отводимого на проведение образовательной деятельности. При составлении учебного плана были учтены: -Закон РФ от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в РФ»; -ФГОС ДО, Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013г; -санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28, а также СанПиП 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности для человека факторов среды обитания», утвержденных Постановлением Главного Государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2; -Устав МБДОУ «ДС «Снегурочка», АООП ДО для детей с ТНР 5-7 лет. Учебный план обеспечивает выполнение ФГОС ДО, гарантирует ребёнку получение комплекса образовательных услуг. Основными задачами учебного плана являются: 1.Реализация Основной образовательной программы дошкольного образования адаптированной для детей с ОВЗ; Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей 5-7 лет с ТНР. 2.Регулирование объема образовательной нагрузки при проведении непосредственно образовательной деятельности. Обеспечение единства всех компонентов (федерального, регионального и институционального). Обеспечение деятельности по коррекции тяжелых нарушений речи для детей с ОНР, ФФНР, ФНР и др. Учебный план определяет основные образовательные направления, их распределение по годам обучения с учетом специфики обучения детей с нарушением речи, максимально допустимой нагрузки часов при пятидневном посещении. В структуре учебного плана МБДОУ выделены две части: обязательная и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО. Обязательная часть Учебного плана предполагает комплексность подхода, обеспечивающая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях. Освоение всех образовательных областей осуществляется в процессе совместной с педагогом образовательной деятельности, самостоятельной деятельности детей и взаимодействии с родителями воспитанников. Объем обязательной части Программы составляет не менее 80% от ее общего объема. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений (вариативная часть) отражает: -этнокультурный компонент; -индивидуальные особенности воспитанников; -образовательную среду детского сада и города и составляет не более 20%. Основное содержание части, формируемой участниками образовательных отношений, представлено следующими парциальными программами и учебно-методическими пособиями: ОО СПОД Возрастная группа Познавательное развитие Формирование предпосылок финансовой грамотности (ФПФГ) Старшие группы № 2,6 ОО Познавательное развитие СПОД «Мир головоломок» смарт-тренинг для дошкольников «Апробация и внедрение основ алгоритмизации и програмирования для дошкольников и младших школьников в цифровой образовательной среде ПиктоМир» Кол-во занятий в неделю/месяц еженедельно Подготовительные группы № 8,9 еженедельно Возрастная группа Старшая № 2 Периодичность еженедельно Средняя № 4 еженедельно Подготовительные группы №9 еженедельно Программа/УМК Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» (для детей 5-7 лет) Программа/УМК «Мир головоломок» смарт-тренинг для дошкольников Парциальная программа «ПиктоМир» ОО СПОД Возрастная группа Периодичность Программа/УМК Познавательное, соц.-коммуник-ое, худ.-эстетическое, речевое и физ. развитие Краеведение Все возрастные группы В соответствие с учебным планом Парциальная программа «Ямал – наш край родной» *СПОД – совместная партнерская образовательная деятельность. Краеведение реализуется еженедельно в совместной партнерской деятельности взрослого с детьми посредством включения в различные виды деятельности и интеграции в пяти образовательных областях, создания развивающей предметно-пространственной среды группы и ДОУ, а также посредством реализации парциальной программы по этнокультурному компоненту «Ямал – наш край родной», которая знакомит воспитанников с родным краем, культурой, творчеством, бытом, традициями коренного населения Ямала. Реализация образовательных областей в обязательной части и части формируемой участниками образовательных отношений (этнокультурный компонент, сопровождение детей с нарушением речи. взаимодействие педагога и детей по интересам) не отраженных в учебном плане, во всех возрастных группах осуществляется в ходе взаимодействия педагога с детьми при проведении режимных моментов, самостоятельной деятельности детей, взаимодействия с семьями воспитанников и интеграции образовательных областей. Учебный год начинается с 01 сентября 2022 года и заканчивается 31 мая 2023 года. Детский сад работает в режиме пятидневной рабочей недели. В 2022-2023 учебном году в МБДОУ «ДС «Снегурочка» функционирует 9 общеразвивающих групп, 2 группы компенсирующей направленности. Все группы укомплектованы в соответствии с возрастными нормами: Первая младшая группа общеразвивающей направленности № 5, (2-3 года). Вторая младшая группа общеразвивающей направленности №5, № 11 (3-4 года). Средняя группа общеразвивающей направленности № 3, № 4 (4-5 лет). Старшая группа общеразвивающей направленности № 2, № 6 (5-6 лет). Старшая группа компенсирующей направленности № 10 (5-6 лет). Подготовительная группа компенсирующей направленности № 7 (6-7 лет). Подготовительная группа общеразвивающей направленности № 8 (6-7 лет). Подготовительная группа комбинированной направленности № 9 (6-7 лет). В соответствии с СанПиНом 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» образовательная нагрузка в группах распределяется следующим образом: Возрастная группа Продолжительность Максимально допустимый объем образовательной деятельности 1 младшая группа не более 8-10 мин в первую и во вторую половину дня (дети до 3-х лет) по 8-10 мин во II младшей группе не более 15 минут в первой половине дня не превышает (дети 4-го года жизни) 30 мин в средней группе не более 20 минут в первой половине дня не превышает (дети 5-го года жизни) 40 мин в старшей группе не более 25 минут группе в первой половине дня 50 мин (дети 6-го года жизни) и 25 мин после дневного сна в подготовительной не более 30 минут в первую и вторую половину дня не (дети 7-го года жизни) превышает 90 мин Перерывы между периодами НОД деятельности - не менее 10 минут. Начало образовательной деятельности не ранее 8.00., окончание не позднее 17.00 часов. Организация образовательного процесса основывается на комплексно-тематическом планировании образовательной деятельности. Решение программных задач осуществляется в разных формах образовательной деятельности: непосредственно образовательной деятельности (НОД), совместной партнерской деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей. Коррекционная работа Коррекционно-развивающая деятельность педагога-психолога реализуется в совместной партнерской деятельности с детьми. Подгруппы формируются на основе анализа диагностических данных и рекомендаций ТПМПК, ППк МБДОУ, на основе сходства проблем и нарушений в развитии. Игровая совместная форма взаимодействия специалистов и детей направлена, прежде всего, на развитие эмоционально-волевой и коммуникативной сферы детей, формирование личностных качеств, совершенствование адаптационных механизмов, развитие произвольной регуляции деятельности и поведения, профилактика школьной дезадаптации, преодоление недостатков познавательного развития. В группах компенсирующей направленности образовательную деятельность по коррекции речевых нарушений проводят учитель-логопед, согласно графика работы, расписанию непосредственно-образовательной деятельности (со старшего дошкольного возраста). Логопедические занятия являются основной формой коррекционного обучения, на которых систематически осуществляется развитие всех компонентов речи и подготовка детей к школе (формирование лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи, развитие связной речи и графических навыков). Ежедневно во второй половине дня в течение 20 - 30 минут воспитатели проводят коррекционно – развивающую работу по заданию учителя-логопеда. Учебный план воспитательно-образовательной работы с детьми 1-х младшей групп общеразвивающей направленности (с 2 до 3 лет) Образовательная область (ОО) /совместная образовательная деятельность взрослого и ребенка ОО «Физическое развитие» Физическая культура ОО «Познавательное развитие» Математика (Формирование элементарных математических представлений) Социальный, природный мир+ОБЖ/ «Ямал – наш край родной» ОО «Речевое развитие» Развитие речи ОО «Художественно-эстетическое развитие» Чтение художественной литературы Рисование Конструирование Лепка Аппликация Музыка ИТОГО Длительность ОД Количество ОД Объем нагрузки в неделю Объем нагрузки в год Вариативная Часть формируемая участниками образовательных отношений 10 мин. 2 - 20 мин 72 10 мин. 1 - 10 мин 36 10 мин 0,5 0,5 10 мин 18 18 10 мин 1 - 10 мин 36 10 мин 10 мин 10 мин 10 мин 10 мин 10 мин 10 мин 1 0,5 0,5 0,5 0,5 2 9,5 - 10 мин 10 мин 10 мин 10 мин 10 мин 20 мин 100 мин 36 18 18 18 18 72 360 0,5 Итого: количество ОД – 10, объем нагрузки – 1 час 40 минут (100 мин/100мин) В группе создана соответствующая предметно-пространственная среда, в которой педагог совместно с детьми применяет следующие формы работы: - индивидуальные формы работы (обсуждение с ребенком проблемной ситуации); - подгрупповые формы (малыми подгруппами); - общие групповые формы. Основная форма деятельности детей – свободная самостоятельная деятельность в подготовленной развивающей среде. Учебный план воспитательно-образовательной работы с детьми 2 младшей группы общеразвивающей направленности (с 3 до 4 лет) Образовательная область (ОО) / совместная образовательная деятельность взрослого и ребенка ОО «Физическое развитие» Физическая культура Плавание ОО «Познавательное развитие» Окружающий мир/ «Ямал – наш край родной» Математика (Формирование элементарных математических представлений) ОО «Речевое развитие» Развитие речи ОО «Художественно-эстетическое развитие» Рисование Конструирование Аппликация Лепка Музыка ИТОГО Длительность ОД Количество ОД Объем нагрузки в неделю Объем нагрузки в год Вариативная Часть формируемая участниками образовательных отношений 15 мин 15 мин 2 1 - 30 мин 15 мин 72 36 15 мин 0,75 0,25 15 мин 36 15 мин 1 - 15 мин 36 15 мин 1 - 15 мин 36 15 мин 15 мин 15 мин. 15 мин 15 мин 15 мин 1 0,3 0,3 0,3 2 9,75 0,25 15 мин 36 12 12 12 72 360 Итого: количество НОД – 10; объем нагрузки - 2 ч 30 минут (150 мин/150мин) 15 мин 30 мин 10/150 мин Учебный план воспитательно-образовательной работы с детьми средней группы общеразвивающей направленности (с 4 до 5 лет) Образовательная область (ОО) / совместная образовательная деятельность взрослого и ребенка ОО «Физическое развитие» Физическая культура Плавание ОО «Познавательное развитие» Математика (Формирование элементарных математических представлений) Окружающий мир/ «Ямал – наш край родной» ОО «Речевое развитие» Развитие речи ОО «Художественно-эстетическое развитие» Рисование Аппликация Лепка Конструирование Музыка ИТОГО **- деятельность проводится 1 раз в 2 недели Длительность ОД Количество ОД Объем нагрузки в неделю Объем нагрузки в год Инвариативная вариативная 20 мин 20 мин 2 1 - 40 мин 20 мин 72 36 20 мин 1 - 20 мин 36 20 мин 0,75 0,25 20 мин 36 20 мин 1 - 20 мин 36 20 мин 20 мин 20 мин 20 мин 20 мин 1 0,3 0,3 0,3 2 - 20 мин 20 мин - 40 мин 36 12 12 12 72 20 мин 9,75 0,25 200 мин 360 Итого: количество НОД – 10; объем нагрузки - 3 ч 20 минут (200мин/200мин) Учебный план воспитательно-образовательной работы с детьми старшей группы общеразвивающей направленности (с 5 до 6 лет) Образовательная область (ОО) / совместная Длительность Количество ОД образовательная деятельность взрослого и ОД Инвариативная вариативная ребенка ОО «Физическое развитие» Физическая культура* 25 мин 2 Плавание 25 мин 1 ОО «Познавательное развитие» Ознакомление с социальным миром +ОБЖ 25 мин 0,50 Окружающий мир/ 25 мин 0,75 0,25 «Ямал – наш край родной» Математика (Формирование элементарных 25 мин 1 математических представлений) Формирование предпосылок фин. грамотности 25 мин 0,5 ОО «Речевое развитие» Развитие речи 25 мин 2 Обучение грамоте 25 мин 1 Чтение художественной литературы 25 мин 1 ОО «Художественно-эстетическое развитие» Рисование 25 мин 0,75 0,25 Аппликация** 25 мин 0,5 Лепка** 25 мин 0,5 Музыка 25 мин 2 ОО «Социально-коммуникативное развитие» Моделирование 25 мин 1 ИТОГО 25 мин 14,50 0,50 ∗ - Физкультура проводится на улице согласно климатическим условиям и СанПин Итого: количество НОД – 15; объем нагрузки - 6 ч 15 минут (375 мин/ 375мин) Объем нагрузки в неделю 50 мин 25 мин 12,5 мин 25 мин 25 мин 12,5 мин 50 мин 25 мин 25мин 25 мин 25 мин 50 мин 25 мин 375 мин Учебный план воспитательно-образовательной работы с детьми старшей группы компенсирующей направленности (с 5 до 6 лет) Образовательная область (ОО) / Длительность ОД Количество ОД совместная образовательная деятельность Инвариативная вариативная взрослого и ребенка ОО «Физическое развитие» Физическая культура* 25 мин 2 Плавание 25 мин 1 ОО «Познавательное развитие» Ознакомление с социальным миром +ОБЖ 25 мин 0,50 Ознакомление с природным миром/ Опыты+ 25 мин 0,75 0,25 эксперименты «Ямал – наш край родной» Математика (Формирование элементарных 25 мин 1 математических представлений) Формирование предпосылок финансовой 25 мин 0,5 грамотности. ОО «Речевое развитие» Развитие речи (развитие и коррекция речи 25 мин 4 КНР, обучение грамоте детей с ТНР) ОО «Художественно-эстетическое развитие» Рисование 25 мин 0,75 0,25 Аппликация (ОСПД) 25 мин Лепка(ОСПД) 25 мин Музыка 25 мин 2 ОО «Социально-коммуникативное развитие» Моделирование 25 мин 1 ИТОГО 25 мин 13,50 14 ∗ - Физкультура проводится на улице согласно климатическим условиям и СанПин Итого: количество НОД – 14; объем нагрузки - 6 ч 15 минут (350 мин/ 375мин) Объем нагрузки в неделю 50 мин 25 мин 12,5 мин 25 мин 25 мин 12,5 мин 100 мин 25 мин 50 мин 25 мин 350 мин Учебный план воспитательно-образовательной работы с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности (с 6 до 7 лет) Образовательная область (ОО) / совместная образовательная деятельность взрослого и ребенка ОО «Физическое развитие» Физическая культура* Плавание ОО «Познавательное развитие» Окружающий мир/«Ямал – наш край родной» Формирование элементарных математических представлений Финансовая грамотность ОО «Речевое развитие» Развитие речи (развитие и коррекция речи КНР, обучение грамоте детей с ТНР) ОО «Художественно-эстетическое развитие» Рисование Аппликация (ОСПД) Лепка(ОСПД) Музыка ОО «Социально-коммуникативное развитие» Моделирование ИТОГО Длительность ОД Количество ОД Инвариативная вариативная Объем нагрузки в неделю 30 мин 30 мин 2 1 - 60 мин 30 мин 30 мин 0,75 0,25 30 мин 30 мин 1 - 30 мин 30мин 0,5 30 мин 5 - 150 мин 30 мин 0,75 2 0,25 30 мин - 60 мин 1 14,50 15 30 мин 450 мин 30 мин 30 мин ∗ - Физкультура проводится на улице согласно климатическим условиям и СанПин Итого: количество НОД –15; объем нагрузки - 7 ч 30 минут (450 мин/450мин) 15 мин Учебный план воспитательно-образовательной работы с детьми подготовительной к школе группы общеразвивающей направленности (с 6 до 7 лет) Образовательная область (ОО) / совместная образовательная деятельность взрослого и ребенка ОО «Физическое развитие» Физическая культура* Плавание ОО «Познавательное развитие» Окружающий мир/ «Ямал – наш край родной» Математика (Формирование элементарных математических представлений) Формирование предпосылок фин. Грамотности** ОО «Речевое развитие» Развитие речи Обучение грамоте Чтение художественной литературы ОО «Художественно-эстетическое развитие» Рисование Аппликация** Лепка** Музыка Длительность ОД Количество ОД Объем нагрузки в неделю Инвариативная вариативная 30 мин 30 мин 2 1 - 60 мин 30 мин 30 мин 0,75 0,25 30 мин 30 мин 1,5 - 45 мин 30 мин 0,5 - 15 мин 30 мин 30 мин 30 мин 2 1 0,75 0,25 60 мин 30 мин 30 мин 30 мин 30 мин 30 мин 30 мин 0,75 0,5 0,5 2 0,25 - 30 мин 30 мин 0,75 30 мин 450 мин ОО «Социально-коммуникативное развитие» Моделирование 30 мин 1 ИТОГО 30 мин 14,25 ∗ - Физкультура проводится на улице согласно климатическим условиям и СанПин **- деятельность проводится 1 раз в 2 недели Итого: количество НОД – 15; объем нагрузки - 7 ч 30 мин (450 мин) 60 мин Учебный план воспитательно-образовательной работы с детьми подготовительной к школе группы комбинированной направленности (с 6 до 7 лет) Образовательная область (ОО) / совместная образовательная деятельность взрослого и ребенка ОО «Физическое развитие» Физическая культура* Плавание ОО «Познавательное развитие» Окружающий мир/ «Ямал – наш край родной» Математика (Формирование элементарных математических представлений) Формирование предпосылок фин. Грамотности** ОО «Речевое развитие» Развитие речи Обучение грамоте Чтение художественной литературы ОО «Художественно-эстетическое развитие» Рисование Аппликация** Лепка** Музыка Длительность ОД Количество ОД Объем нагрузки в неделю Инвариативная вариативная 30 мин 30 мин 2 1 - 60 мин 30 мин 30 мин 30 мин 0,75 1,5 0,25 - 30 мин 45 мин 30мин 0,5 - 15 мин 30 мин 30 мин 30 мин 2 1 1 - 60 мин 30 мин 30 мин 30 мин 30 мин 30 мин 30 мин 0,75 0,5 0,5 2 0,25 - 30 мин 30 мин 0,50 30 мин 450 мин ОО «Социально-коммуникативное развитие» Моделирование 30 мин 1 ИТОГО 30 мин 14,50 ∗ - Физкультура проводится на улице согласно климатическим условиям и СанПин **- деятельность проводится 1 раз в 2 недели Итого: количество НОД – 15; объем нагрузки - 7 ч 30 мин (450 мин) 60 мин