Дополнительный раздел, структурный элемент ООП МБДОУ «ДС «Снегурочка» (краткая презентация Программы) Миссия дошкольного образования - сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как отправной точки включения и дальнейшего овладения разнообразными формами жизнедеятельности в быстро изменяющемся мире, содействие развитию различных форм активности ребенка, передача общественных норм и ценностей, способствующих позитивной социализации в поликультурном многонациональном обществе. Задача приобщения детей к жизни в современном социальном пространстве требует обновления не только содержания дошкольного образования, но и способов взаимодействия между детьми и взрослыми, формирования базового доверия ребенка к миру, комфортного и безопасного образа жизни. Данная образовательная программа разработана в соответствии с Примерной основной образовательной программой дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно - методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15) и является нормативно-управленческим документом, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации учебновоспитательного процесса. При разработке части, формируемой участниками образовательных отношений, учитывались потребности родителей (законных представителей воспитанников) и условия образовательной организации. Таким образом, содержание Программы в части, формируемой участниками образовательных отношений, реализуется посредством парциальных программ: Программа оздоровительной направленности «Поможем детям расти здоровыми»; Сложившиеся традиции МБДОУ «Детский сад «Снегурочка». Программа охватывает три возрастных периода физического и психического развития детей: от 1,5 до 4 лет - младший дошкольный возраст (первая и вторая младшие группы); от 4 до 5 лет - средний дошкольный возраст (средняя группа); от 5 до 7 лет - старший дошкольный возраст (старшая и подготовительная к школе группа). В МБДОУ функционируют 11 групп с 12-ти часовым пребыванием, из них: 10 групп общеразвивающей направленности: 1 группа для детей с ТНР (компенсирующей направленности). Содержание Программы в соответствии с требованиями ФГОС ДО включает три основных раздела - целевой, содержательный и организационный и дополнительный раздел, представленный краткой презентацией ООП. Целевой раздел Программы включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы, в том числе в части, формируемой участниками образовательных отношений. Результаты освоения образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социальнонормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Содержательный раздел Программы включает описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. В данном разделе представлено описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей, мотивов и интересов; имеющихся групп разных направленностей, их специфика. Дано описание видов детской деятельности и культурных практик, способов и направлений поддержки детской инициативы. Представлены основные направления взаимодействия взрослых с детьми и взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников, с родителями (законными представителями) детей, как с равноправными участниками образовательного процесса. Выделено описание организации деятельности по коррекции нарушений развития детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья (в условиях группы компенсирующей и комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи). Представлено описание деятельности психолого-медико-педагогического консилиума МБДОУ.. Организационный раздел Программы включает описание психологопедагогических условий, обеспечивающих развитие ребенка; развивающей предметнопространственной среды, кадровых условий; материально-техническое обеспечение и финансовые условия реализации Программы; планирование образовательной деятельности в течение дня и регламентацию непрерывной образовательной деятельности. Дано описание особенностей режима дня, представлены его модели. Обозначены перспективы и пути развития Программы. Программа состоит из обязательной части, направленной на реализацию Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО), ее объем составляет не менее 60% (80%) от общего объема Программы, и части, формируемой участниками образовательных отношений (данная часть составляет не более 40% (20%) от общего объема Программы), содержание которой направлено на реализацию приоритетных направлений деятельности учреждения, образовательных потребностей и запросов воспитанников и их родителей. Целью Программы является повышение социального статуса дошкольного образования и обеспечение равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования, её структуре и результатам её освоения. Программа направлена на решение следующих задач, определенных ФГОС ДО: охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); обеспечения преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования; создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности; обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей; формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Планируемые результаты описаны в виде целевых ориентиров дошкольного образования, представляющих собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Коррекционно - развивающая работа в МБДОУ «Детский сад «Снегурочка» осуществляется в условиях группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). В данных группах для детей с ТНР осуществляется реализация адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования. Установление взаимосвязи детского сада и семьи является решающим условием обновления системы дошкольного образования. Основной целью установления взаимоотношений нашего учреждения и семьи является создание единого пространства «семья - детский сад», в котором всем участникам педагогического процесса будет комфортно, интересно, безопасно, полезно и эмоционально благополучно. В основу совместной деятельности семьи и МБДОУ положены следующие принципы: родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей; это единое понимание педагогами и родителями целей и задачвоспитания и обучения детей; помощь ребенку, уважение и доверие ему как со стороны педагогов, так и со стороны родителей; знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми; постоянный анализ процесса взаимодействия семьи идошкольного учреждения, его промежуточных и конечных результатов. Взаимоотношения с родителями строятся на основе открытости, демократичности, личной заинтересованности. Педагогический коллектив МБДОУ «Снегурочка» разработал модель включенности в деятельность учреждения родительского сообщества. Система взаимодействия с родителями включает: ознакомление родителей с результатами работы ДОО на общих родительских собраниях, анализом участия родительской общественности в жизни ДОО; ознакомление родителей с содержанием работы ДОО, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка; работа родительского комитета; целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное воспитание в его разных формах; обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях и открытых мероприятиях. привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе, области; поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребёнка и создание необходимых условий для их удовлетворения в семье. Нормативный срок освоения Программы - 5 лет. Независимо от этого, вновь поступившие в МБДОУ воспитанники, могут начать освоение Программы с того года обучения, который соответствует их возрасту и уровню развития. Реализация Программы предусматривается в течение всего времени пребывания детей в МБДОУ.