Дополнительный раздел, структурный элемент АООП МБДОУ «ДС «Снегурочка» (краткая презентация Программы) Адаптированная основная общеобразовательная программа дошкольного образования детей с ТНР (АООП ДО ТНР) разработана в соответствии с нормативными документами на основе требований ФГОС ДО и предназначена для развития, воспитания и обучения детей в возрасте от 5 до 7(8) лет. Нормативный срок освоения АООП ДО ТНР - 2(3) года. Адаптированная основная общеобразовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ТНР направлена на создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком с ОВЗ дошкольного детства; на коррекцию недостатков речевого развития детей данной категории; на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями; на формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность; на обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольников с задержкой психического развития. Программа ориентирована на детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи и учитывает их наиболее общие возрастные характеристики, которые реализуются в различных видах деятельности: игровая деятельность (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами, др.), коммуникативная деятельность (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская деятельность (исследования объектов окружающего мира и экспериментирование с ними), восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд в помещении и на улице, конструирование из различного материала (конструкторы, модули, бумага, природный и иной материал), изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация),музыкальная деятельность (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная деятельность (овладение основными движениями). Содержание Программы составлено на основании Федеральной основной адаптированной программы, а также с учётом содержание некоторых парциальных программ, в частности: «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Авдеевой Н.Н., Князевой О.А., Стеркиной Р.Б.; «Ребенок и окружающий мир» Мир открытий Бережнова О.В.; «Приобщение детей к и истокам русской народной культуры» Князевой О.Л., Маханёвой М.Д. и др. Образовательный процесс строится в соответствии с содержанием данной Программы, по пяти образовательным областям и включённым в них культурным практикам: образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»; образовательная область «Познавательное развитие» (культурные практики- формирование элементарных математических представлений, мир природы, предметный мир); образовательная область «Речевое развитие» ( культурные практики: развитие устной речи, подготовка к освоению грамоты); образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» (культурные практики: музыкальное воспитание, изобразительная деятельность); образовательная область «Физическое развитие». Успешность реализации Программы во многом зависит от грамотно построенной системы взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся. Это возможно при условии: единства подходов к реализации целевых установок развития и воспитания дошкольников; взаимного уважения участвующих в совместной деятельности сторон при понимании специфики решаемых задач каждым её участником; учёта всеми субъектами воспитания возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников; использования эффективных форм взаимодействия: совместные проекты, экскурсии, встречи с интересными людьми и т. д. Программа предлагает такие формы работы с родителями: информационное взаимодействие с родителями: родительские уголки в группе, стенды, памятки, буклеты, папки- передвижки, стендовые и панельные презентации, пр.; беседы, консультации, родительские собрания, семинары-практикумы, тренинги, лекции, мастер-классы; педагогические гостиные, круглые столы, «вечера вопросов и ответов», родительские клубы по интересам; совместные праздники с детьми и родителями, Дни открытых дверей для родителей; детско-взрослые проекты (групповые спектакли, походы, спортивные соревнования); публичный отчёт заведующего, горячая линия для родителей, работа с предложениями и инициативой родителей; дискуссионные площадки для родителей, освещение лучшего семейного опыта воспитания детей дошкольников на станицах официального сайта МБДОУ (https://snegurochkads.tvoysadik.ru/); приглашение родителей для оказания посильной помощи ДОУ и др., изучение семейной ситуации, традиций семьи в воспитании детей, пр. через анкетирование, посещение на дому, беседы, и формирование по результатам изучения банка данных об особенностях развития и педагогических условиях жизни ребёнка в семье, консультирование родителей по вопросам воспитания и развития детейдошкольников, деятельность консультативного пункта; периодические выпуски проспектов для родителей. Отдельное направление взаимодействия с родителями - повышение компетентности в вопросах развития и воспитания детей с ТНР. Для успешного, качественного выполнения Программы и эффективного функционирования группы для детей с ТНР предусмотрена согласованная деятельность воспитателей и педагогов-специалистов: учителя-дефектолога, педагога-психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя и родителей.