Полилингвальное образование дошкольников

04.09.2023

Педагогическая практика МБДОУ «ДС «Снегурочка»

 

«Создание и реализация модели

дошкольного образовательного учреждения

с полилингвальным компонентом образования

способствующей повышению качества образовательного процесса»

 

Теорией и практикой образовательной деятельности доказано, что изучение иностранных языков в раннем детстве полезно и эффективно. Открытие в дошкольном учреждении группы с полилингвальной моделью образования является наилучшим решением данного вопроса.

Концепция полилингвальной группы в детском саду – создание условий для преемственности и непрерывности обучения в детском саду и школе.

Цель: создание и реализация модели дошкольного образовательного учреждения с полилингвальным компонентом образования, как педагогической системы, способствующей повышению качества образовательного процесса.

Задачи:

·         создать условия для активизации инновационной деятельности

образовательной организации;

·         создать условия для развития ребенка, использование мультисредовой

игровой интеракции и полилингвальных сюжетно-ситуативных приёмов сотворчества, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

·         внедрить иновационные технологии в образовательный процесс

(робототехника, мультфимография);

·         обогатить содержание развивающей предметно - пространственной

среды в условиях функционирования данной модели;

·         обобщить и систематизировать современные методики и технологии,

направленные на ранее использованный опыт работы по обучению трем языкам (русский, английский, ненецкий);

·         систематически проходить курсы подготовки педагогов по обучению

языкам у дошкольников в условиях полилингвизма;

·         внедрить в практику работы с детьми проектную деятельность по

полилингвальному образованию.

Преимущества:

·         Возможность непрерывного обучения на русском, иностранном (английском, ненецком) языках в группе с полилингвальной моделью образования.

·         Углубленная подготовка воспитанников группы для дальнейшего обучения и расширения сферы межкультурного общения, повышение мотивации в изучении иностранных языков.

·         Воспитанники полилингвальной группы, умеющие различать три языка и пользоваться каждым из них отдельно.

       Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Снегурочка» расположен в городе Новый Уренгой. В ДОУ функционирует 4 группы с полилингвальной моделью образования.

        Полилингвальная модель реализуется:

- в образовательной деятельности в рамках тематического включения;

- в режимных моментах;

- в совместной партнёрской деятельности;

- через дополнительные платные услуги.

В детском саду функционирует кружок «В гостях у тётушки совы» для знакомства с ненецким языком. Воспитанникам ДОУ предоставляется дополнительная платная услуга «Английский язык для малышей».

Перспективы развития.

Ø В целях обновления содержания образования в дошкольном учреждении планируется расширить охват воспитанников полилингвальной моделью образования с 4 летнего возраста.

Ø На сайте детского сада планируется создать раздел, отражающий работу по полилингвальности, который будет постоянно обновляться и дополняться, объединяя работу педагогов и родителей.

Ø ДОУ станет дошкольным центром по организации языковой работы в условиях дошкольного образовательного учреждения с целью преемственности с полилингвальной школой.

Ø В дошкольном учреждении, в рамках преемственности со школой, будут организовываться различные мероприятия полилингвальной направленности с приглашением учителей МБОУ №11 и №12.

Ø На постоянной основе планируется взаимодействие с ведущими ВУЗами с целью повышения квалификации педагогических работников в данном направлении.

Концепция развития детского сада базируется на следующих принципах:

1. Поддержка национальной культуры.

2. Создание языковой среды.

3. Дифференциальный подход.

4. Преемственность со школой в полилингвальном направлении.

5. Сетевой принцип организации методической работы и повышения квалификации педагогов.

6. Принцип культурной ценности.

7. Принцип историко-культурной направленности, предполагающий необходимость изучения фольклора, национального искусства, обычаев и традиций, развитие целостного поликультурного мировоззрения.

8. Вариативность.

Переход на полилингвальное обучение осуществлялся в 3 этапа.

1 этап. Введение в штатное расписание необходимого количества ставок педагога дополнительного образования. Развитие полилингвального образовательного пространства.

2 этап. Языковое погружение (знакомство с языками). В группе с полилингвальной моделью образования общение воспитателей с детьми планируется на русском языке, с внедрением в течение дня элементов ненецкого и английского языков. Овладение языками в ходе привычной ежедневной деятельности ребенка (рисование, пение, игра, конструирование и т. д.), когда сказанное связывается с определенной деятельностью и поддерживается жестами, действиями, показом.

3 этап. В рамках дополнительного образования реализация программ, направленных на поддержку одаренных детей, погружение в языковую среду методом «увлекательного» обучения.

   В процессе обучения дети учатся воспринимать, понимать и произносить слова, словосочетания, а в дальнейшем и предложения, на русском, ненецком и английском языках, использовать их в речи. Хочу такой сайт

Языковая среда в ДОУ

Непременным условием построения развивающей среды является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми. Стратегия и тактика построения среды определяется особенностями личностно-ориентированной модели воспитания. Её основные черты таковы:

1. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над, а вместе!».

2. Его цель – содействовать становлению ребёнка как личности.

3. Это предполагает решение следующих задач:

·         обеспечить чувство психологической защищённости – доверие ребёнка к миру;

·         радости существования (психологическое здоровье);

·         формирование начал личности (базис личностной культуры);

·         развитие индивидуальности ребёнка – не «запрограммированность», а содействие развитию личности);

·         знания, умения, навыки рассматриваются не как цель, как средство полноценного развития личности.

4. Способы общения – понимание, признание, принятие личности

ребёнка, основные на формирующейся у взрослых способности стать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции.

5. Тактика общения – сотрудничество. Позиция взрослого – исходить из

интересов ребёнка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества.

Варианты построения развивающей полилингвальной среды.

1. Включение в развивающие центры материалов и оборудования для ознакомления с русским, ненецким и английским языками.

2. Один из основных факторов, определяющих возможность реализации принципа активности – создание игровой среды, обеспечивающей ребёнку возможность двигаться.

4. Динамичность реализуется с помощью раздвижных перегородок, ширм. Элемент стабильности – «домашняя зона» с мягкой мебелью, журнальным столиком и т.д.

5. Принцип эмоциональности среды реализуется созданием в группе определённых традиций:

·         достраивание определённых деталей интерьера детьми;

·         включение в интерьер крупных игрушек-символов;

·         места, где размещаются репродукции картин, фотографии детей, их родителей, братьев, сестёр.

Изучение русского, ненецкого и иностранного (английского) языка в дошкольном учреждении может быть успешно реализовано в том случае, если язык будет выступать не только в качестве предмета изучения, но, и будет регулярно, активно использоваться детьми в их повседневной жизни и деятельности.

Образовательный процесс проектируется на основе постепенно усложняющихся задач речевого развития ребенка, на деятельностном подходе и принципах интеграции.

Сотрудничество с родителями

Основная цель сотрудничества: возрождение традиций семейного воспитания и вовлечение семьи в образовательный процесс.

Задачи сотрудничества:

Ø устанавливать партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для полилингвального воспитания и образования детей;

Ø повышать психолого-педагогическую компетентность родителей в

         области полилингвального образования;

Ø поддерживать уверенность в собственных педагогических возможностях;

Ø создавать атмосферу общности интересов, эмоциональной

        взаимоподдержки и сотрудничества, участию в жизни ДОУ;

Ø оказание помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и

         обучении детей;

Ø изучение и пропаганда лучшего семейного опыта.

 

В основу совместной деятельности семьи и ДОУ заложены следующие принципы:

·         единый подход к процессу воспитания ребёнка;

·         открытость дошкольного учреждения для родителей;

·         взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;

·         уважение и доброжелательность друг к другу;

·         дифференцированный подход к каждой семье;

·         равно ответственность родителей и педагогов.

Система работы с родителями включает:

·         ознакомление родителей с результатами работы ДОУ на общих родительских собраниях;

·         ознакомление родителей с содержанием работы ДОУ, направленной на полилингвальное воспитание и образование ребенка;

·         участие в составлении планов спортивных и культурно-массовых мероприятий, работы родительского комитета;

·         пропаганда дошкольного воспитания в его разных формах;

·         обучение конкретным приемам и методам полилингвального воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях и открытых занятиях.

Социальные партнеры:

1. Сотрудничество с МБОУ № 11, МБОУ № 12, дошкольными учреждениями города.

2. Взаимодействие с этнокультурным и городским музеями.

На выходе из дошкольного учреждения выпускник детского сада с полилингвальной моделью образования - это гражданин России, воспитанный на глубоком уважении к культуре родной страны и других стран мира, который понимает на слух несложную вполне доступную речь на ненецком и английском языках, использует в речи доступные речевые обороты и понятия о себя, своей семье, друзьях, окружающем мире.

     
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».