04.09.2023
Педагогическая практика МБДОУ «ДС «Снегурочка»
«Создание и реализация модели
дошкольного образовательного учреждения
с полилингвальным компонентом
образования
способствующей повышению качества
образовательного процесса»
Теорией и практикой образовательной деятельности доказано, что изучение
иностранных языков в раннем детстве полезно и эффективно. Открытие в дошкольном
учреждении группы с полилингвальной моделью образования является наилучшим
решением данного вопроса.
Концепция
полилингвальной группы в детском саду – создание условий для преемственности и
непрерывности обучения в детском саду и школе.
Цель: создание и реализация модели
дошкольного образовательного учреждения с полилингвальным компонентом
образования, как педагогической системы, способствующей повышению качества
образовательного процесса.
Задачи:
·
создать условия для активизации инновационной деятельности
образовательной
организации;
·
создать условия для развития ребенка, использование мультисредовой
игровой интеракции и
полилингвальных сюжетно-ситуативных приёмов сотворчества, развития инициативы и
творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и
соответствующим возрасту видам деятельности;
·
внедрить иновационные технологии в образовательный процесс
(робототехника,
мультфимография);
·
обогатить содержание развивающей предметно - пространственной
среды в условиях
функционирования данной модели;
·
обобщить и систематизировать современные методики и технологии,
направленные на ранее
использованный опыт работы по обучению трем языкам (русский, английский,
ненецкий);
·
систематически проходить курсы подготовки педагогов по обучению
языкам у дошкольников
в условиях полилингвизма;
·
внедрить в практику работы с детьми проектную деятельность по
полилингвальному
образованию.
Преимущества:
·
Возможность непрерывного обучения на русском, иностранном (английском,
ненецком) языках в группе с полилингвальной моделью образования.
·
Углубленная подготовка воспитанников группы для дальнейшего обучения и
расширения сферы межкультурного общения, повышение мотивации в изучении иностранных
языков.
·
Воспитанники полилингвальной группы, умеющие различать три языка и
пользоваться каждым из них отдельно.
Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Снегурочка» расположен в
городе Новый Уренгой. В ДОУ функционирует 4 группы с полилингвальной моделью
образования.
Полилингвальная модель
реализуется:
- в образовательной деятельности в рамках тематического включения;
- в режимных моментах;
- в совместной партнёрской деятельности;
- через дополнительные платные услуги.
В детском саду функционирует кружок «В гостях у тётушки совы» для
знакомства с ненецким языком. Воспитанникам ДОУ предоставляется дополнительная
платная услуга «Английский язык для малышей».
Перспективы развития.
Ø
В целях обновления содержания образования в дошкольном учреждении
планируется расширить охват воспитанников полилингвальной моделью образования с
4 летнего возраста.
Ø
На сайте детского сада планируется создать раздел, отражающий работу по
полилингвальности, который будет постоянно обновляться и дополняться, объединяя
работу педагогов и родителей.
Ø
ДОУ станет дошкольным центром по организации языковой работы в условиях
дошкольного образовательного учреждения с целью преемственности с
полилингвальной школой.
Ø
В дошкольном учреждении, в рамках преемственности со школой, будут
организовываться различные мероприятия полилингвальной направленности с
приглашением учителей МБОУ №11 и №12.
Ø
На постоянной основе планируется взаимодействие с ведущими ВУЗами с целью
повышения квалификации педагогических работников в данном направлении.
Концепция развития
детского сада базируется на следующих принципах:
1. Поддержка
национальной культуры.
2. Создание языковой
среды.
3. Дифференциальный
подход.
4. Преемственность со
школой в полилингвальном направлении.
5. Сетевой принцип
организации методической работы и повышения квалификации педагогов.
6. Принцип культурной
ценности.
7. Принцип
историко-культурной направленности, предполагающий необходимость изучения
фольклора, национального искусства, обычаев и традиций, развитие целостного
поликультурного мировоззрения.
8. Вариативность.
Переход на полилингвальное
обучение осуществлялся в 3 этапа.
1 этап. Введение в штатное расписание
необходимого количества ставок педагога дополнительного образования. Развитие
полилингвального образовательного пространства.
2 этап. Языковое
погружение (знакомство с языками). В группе с полилингвальной моделью образования
общение воспитателей с детьми планируется на русском языке, с внедрением в течение
дня элементов ненецкого и английского языков. Овладение языками в ходе
привычной ежедневной деятельности ребенка (рисование, пение, игра,
конструирование и т. д.), когда сказанное связывается с определенной
деятельностью и поддерживается жестами, действиями, показом.
3 этап. В рамках
дополнительного образования реализация программ, направленных на поддержку
одаренных детей, погружение в языковую среду методом «увлекательного» обучения.
В процессе обучения дети учатся
воспринимать, понимать и произносить слова, словосочетания, а в дальнейшем и
предложения, на русском, ненецком и английском языках, использовать их в
речи.
Языковая среда в ДОУ
Непременным условием построения развивающей среды является опора на
личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми.
Стратегия и тактика построения среды определяется особенностями
личностно-ориентированной модели воспитания. Её основные черты таковы:
1. Взрослый в общении
с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над, а вместе!».
2. Его цель –
содействовать становлению ребёнка как личности.
3. Это предполагает
решение следующих задач:
·
обеспечить чувство психологической защищённости – доверие ребёнка к миру;
·
радости существования (психологическое здоровье);
·
формирование начал личности (базис личностной культуры);
·
развитие индивидуальности ребёнка – не «запрограммированность», а
содействие развитию личности);
·
знания, умения, навыки рассматриваются не как цель, как средство
полноценного развития личности.
4. Способы общения – понимание,
признание, принятие личности
ребёнка, основные на
формирующейся у взрослых способности стать на позицию ребёнка, учесть его точку
зрения, не игнорировать его чувства и эмоции.
5. Тактика общения –
сотрудничество. Позиция взрослого – исходить из
интересов ребёнка и
перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества.
Варианты построения
развивающей полилингвальной среды.
1. Включение в
развивающие центры материалов и оборудования для ознакомления с русским,
ненецким и английским языками.
2. Один из основных
факторов, определяющих возможность реализации принципа активности – создание
игровой среды, обеспечивающей ребёнку возможность двигаться.
4. Динамичность
реализуется с помощью раздвижных перегородок, ширм. Элемент стабильности –
«домашняя зона» с мягкой мебелью, журнальным столиком и т.д.
5. Принцип
эмоциональности среды реализуется созданием в группе определённых традиций:
·
достраивание определённых деталей интерьера детьми;
·
включение в интерьер крупных игрушек-символов;
·
места, где размещаются репродукции картин, фотографии детей, их родителей,
братьев, сестёр.
Изучение русского, ненецкого и иностранного (английского) языка в
дошкольном учреждении может быть успешно реализовано в том случае, если язык
будет выступать не только в качестве предмета изучения, но, и будет регулярно,
активно использоваться детьми в их повседневной жизни и деятельности.
Образовательный процесс проектируется на основе постепенно усложняющихся
задач речевого развития ребенка, на деятельностном подходе и принципах
интеграции.
Сотрудничество с родителями
Основная цель сотрудничества: возрождение
традиций семейного воспитания и вовлечение семьи в образовательный процесс.
Задачи сотрудничества:
Ø
устанавливать партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить
усилия для полилингвального воспитания и образования детей;
Ø
повышать психолого-педагогическую компетентность родителей в
области полилингвального образования;
Ø поддерживать
уверенность в собственных педагогических возможностях;
Ø создавать атмосферу
общности интересов, эмоциональной
взаимоподдержки и сотрудничества, участию
в жизни ДОУ;
Ø оказание помощи семьям
воспитанников в развитии, воспитании и
обучении детей;
Ø изучение и пропаганда
лучшего семейного опыта.
В основу совместной
деятельности семьи и ДОУ заложены следующие принципы:
·
единый подход к процессу воспитания ребёнка;
·
открытость дошкольного учреждения для родителей;
·
взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
·
уважение и доброжелательность друг к другу;
·
дифференцированный подход к каждой семье;
·
равно ответственность родителей и педагогов.
Система работы с
родителями включает:
·
ознакомление родителей с результатами работы ДОУ на общих родительских
собраниях;
·
ознакомление родителей с содержанием работы ДОУ, направленной на
полилингвальное воспитание и образование ребенка;
·
участие в составлении планов спортивных и культурно-массовых мероприятий,
работы родительского комитета;
·
пропаганда дошкольного воспитания в его разных формах;
·
обучение конкретным приемам и методам полилингвального воспитания и
развития ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах-практикумах,
консультациях и открытых занятиях.
Социальные партнеры:
1. Сотрудничество с
МБОУ № 11, МБОУ № 12, дошкольными учреждениями города.
2. Взаимодействие с
этнокультурным и городским музеями.
На выходе из дошкольного учреждения выпускник детского сада с
полилингвальной моделью образования - это гражданин России, воспитанный на
глубоком уважении к культуре родной страны и других стран мира, который
понимает на слух несложную вполне доступную речь на ненецком и английском
языках, использует в речи доступные речевые обороты и понятия о себя, своей
семье, друзьях, окружающем мире.