Чтобы открыть малышу мир музыки, для начала необходимо развить в нём талант слушателя. Только в этом случае у ребёнка может родиться и желание музицировать, и потребность петь или танцевать.
Ребёнок растёт, и домашние с радостью отмечают в нём новые черты: например, он чутко реагирует на музыку – любит слушать, петь, неловко, но с удовольствием пытается танцевать, запоминает понравившиеся мелодии. Наверное, ещё рано говорить о гениальности и музыкальной одарённости. Скорее всего, как и большинство малышей, он чувствует музыку и получает большое удовольствие от её звучания.
К сожалению, традиция, которая сохранялась во многих образованных семьях дореволюционной России – камерные вечера с романсами и музицированием, давным-давно забылась. А вместе с ней исчезла особая, загадочная «среда», в которой музыкальная классика звучала естественно и гармонично. И хотя по-прежнему музыки дома много, она уже не является таинством и особой частью жизни, став навязчивым и часто агрессивным «фоном» каждого дня.
Если, в семье нет профессиональных музыкантов и ребёнок никогда не слышал звучания «живого» инструмента, его отношения с музыкой могут складываться достаточно спонтанно. Что-то он слышит по телевизору, что-то – по радио или во дворе. Но всё это – лишь крохотная часть музыки. И, как правило, не самая лучшая.
С возрастом ребёнок открывает для себя новые развлечения, которые намного доступнее и понятнее, чем фуги Баха или «Картинки с выставки» Мусоргского. Имея возможность выбора, куда пойти с вами на выходные – в парк аттракционов или на концерт, он, конечно, выберет первое. И так будет случаться всякий раз: по популярности комедия «Бетховен» про забавного сенбернара победит Людвига ван Бетховена, любой современный мультик по телевизору оставит далеко позади «Лебединое озеро». Но стоит удивляться и досадовать?
Современные дети не могут забыть о всех достижениях цивилизации и начать жить духовными ценностями своих прабабушек. Огорчает только то, что для многих из них имена великих композиторов так и останутся только именами, а не мелодиями.
Есть одно простое и приятное средство «поселить» серьёзную музыку в своём доме. Для этого не потребуется много усилий, единственное, что нужно, - ваше желание и совсем немного свободного времени.
Выберите один день в неделе для особого ритуала: на несколько минут уединиться с ребёнком в комнате, зажечь свечи, уютную лампу, устроиться
поудобнее рядышком и включить музыку… Для такой церемонии не нужно слов, не стоит ничего объяснять и растолковывать. Главное усилие, которое потребуется от взрослого, создать максимально комфортную и спокойную атмосферу, отвлечься от сиюминутных дел: разговоров, телефонных звонков, гостей и телепрограмм, чтобы вы могли действительно вслушаться в музыку и побыть с ней наедине.
Если вы не забудете повторить эту церемонию через неделю, через две, три, со временем она станет привычным и приятным занятием, которого ребёнок будет ждать. Поэтому, попробовав однажды, не бросайте начатого, иначе ваши музыкальные вечера не станут хорошей традицией и не дадут желаемого эффекта. В общении с детьми повторение можно считать законом: вам ничего не удастся объяснить за один раз – вспомните, сколько вы повторяли сыну или дочери, что нужно говорить «спасибо» после обеда, уступать старикам место или здороваться при встрече. «Только, пожалуйста, приходи в одно и то же время. Я буду ждать» - так мудрый Лис просил Маленького Принца приручить себя.
Как «приручить» музыку?
n Начиная устраивать дома «музыкальные паузы», внимательно следите за настроением слушателя: всегда лучше остановить музыку на пару минут раньше, чем она утомит ребёнка. Главное – не переборщить.
n Постарайтесь, как хороший дирижёр, выдержать паузу после того, как прозвучит последний аккорд. Очень важно несколько минут послушать тишину.
n Не стоит постоянно менять репертуар, лучше хорошенько «вслушаться» в каждое музыкальное произведение.
n Не торопите события и не старайтесь «механически» увеличивать время домашних концертов. Должно пройти время, чтобы у ребёнка возникло такое желание.
n Прочитайте ребёнку легенду об Орфее и Эвридике, «Садко», сказки в которых музыка играет главную роль.
n Если вы отправляетесь в гости в дом, где есть музыкальные инструменты, не стесняйтесь попросить хозяев что-нибудь сыграть.