Развивающая предметно-пространственная среда учреждения. Одним из необходимых условий в обучении и воспитании становится создание развивающего пространства в ДОУ. Организуя развивающую предметно-пространственную среду в групповом помещении, в кабинетах специалистов, в раздевалках, педагоги учитывают всё, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребёнка: закономерности психического развития дошкольников, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также эмоционально-потребностной сферы. Учёт способностей, интересов, темпа продвижения каждого ребёнка, создание условий для его развития независимо от уровня исходной подготовленности – это ориентиры для создания развивающей предметно-пространственной среды. Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта. Среда, окружающая детей в детском саду, обеспечивает безопасность их жизни, способствует укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них. Используется принцип интеграции образовательных областей с помощью предметно- развивающей среды групп и детского сада в целом, способствующий формированию единой предметно- пространственной среды: Это означает, что для всестороннего развития ребенка организуются несколько предметно- развивающих «сред»: для речевого, математического, эстетического, физического развития, которые в зависимости от ситуации могут объединяться в одну или несколько многофункциональных сред. При этом очень важно, чтобы предметы и игрушки, которыми будет манипулировать и действовать ребенок, на первом этапе освоения данной среды были не просто объектами его внимания, а средством общения со взрослыми. Как принято в практике отечественного образования, педагоги могут использовать несколько основных методических приемов обыгрывания среды, которые имеют прямой развивающий и обучающий эффект: - показ предмета и его называние; - показ действий с предметами и их называние; -предоставление ребенку свободы выбора действий и экспериментирование. В учреждении имеется достаточная материально-техническая база, которая постоянно обновляется и обогащается новыми современными пособиями, интерактивным оборудованием, игрушками и играми развивающей направленности. Помещение детского сада (лестничные пролеты, холлы и т.д) – это единая образовательно-развивающая среда. Для нравственно-патриотического воспитания создан уголок патриотического воспитания, куда входят: символика страны, ЯНАО, родного города; альбомы с фотографиями родного города, столицы округа, страны; книги предприятий родного города; литература по нравственно-патриотическому воспитанию. Благодаря активности детей и родителей, созидательной работе педагогического коллектива в холле второго этажа создан мини-музей "Мы разные, мы вместе!". Музей постоянно пополняется новыми экспонатами, видео и аудио материалами. Воспитанникам из подготовительных групп особенно полюбилось быть в роли юных экскурсоводов. В наше время очень остро стоит проблема толерантного отношения к людям разных национальностей и три выставочных комплекса "На Ямале мы живём", "Русская горница" и "Мы разные, мы вместе!", в полной мере способны привить детям любовь к большой, малой Родине, а ежегодная "Неделя национальных культур" сближает и детей, и родителей, педагогов и гостей. В каждой группе создан уголок творчества, где выставлены изделия декоративно-прикладного искусства. Беседы о работах народных мастеров помогает детям понять, как приятно делать красивые и нужные вещи для людей, радовать своих близких, родных и друзей. В холле второго этажа начала свою работу "Галерея Мастеров" и выставка художественного творчества "Вместе с мамой, вместе с папой", здесь черпают вдохновение родители и дети, а педагоги делятся своим мастерством. В детском саду созданы условия для развития экологической культуры детей. В группах имеются уголки природы, в них представлены различные коллекции (камней, минералов, местной флоры), на каждое растение имеется паспорт. Для реализации образовательных задач с обучающимися, в том числе инвалидами и лицами с ОВЗ в ДОУ функционируют: Название Функциональное использование Наполнение Музыкальный зал "В гостях У Гусли" Для проведения Пианино, музыкальный центр, музыкальных занятий, магнитофон, наборы народных развлечений, концертов, музыкальных инструментов, (обеспечен доступ лиц с праздников. фонотека, нотный материал, ОВЗ) библиотека методической литературы по всем разделам программы. Физкультурный зал "В Для проведения гостях у Торопыжки" физкультурнооздоровительной (обеспечен доступ лиц с работы. Стандартное и нетрадиционное оборудования для проведения физкультурных занятий. Бассейн "Дельфиненок" Для проведения физкультурно- Стандартное и нетрадиционное оборудования для проведения занятий по плаванию. ОВЗ) (обеспечен доступ лиц с ОВЗ) оздоровительной работы. Кабинет педагогапсихолога Для организации и проведения развивающедиагностической работы с воспитанниками и консультативнопросветительской работы с педагогами и родителями Стандартное и нетрадиционное оборудования для проведения развивающих занятий, методическая литература, пособия, дидактический материал Цент социальной поддержки воспитанников и их семей Методический, дидактический и консультативный материал по вопросам обеспечения прав ребенка, взаимодействия семьи и ДОУ, поддержки семьи в кризисных ситуациях Для организации театрализованной деятельности с детьми, постановки спектаклей. Детская художественная литература, фильмотека по сказкам, портреты детских писателей, детские журналы, атрибуты для театрализованной деятельности, куклы. Для организации поисковопознавательной деятельности, экологического образования. Наглядный и дидактический материал для поисковопознавательной деятельности, видовое многообразие растений. (обеспечен доступ лиц с ОВЗ) Кабинет социального педагога (обеспечен доступ лиц с ОВЗ) Театральная студия "Колобок" (обеспечен доступ лиц с ОВЗ) Опытноэкспериментальная студия «Всезнайка» (обеспечен доступ лиц с ОВЗ) Изостудия "Волшебная Для проведения кисточка" образовательной деятельности по (обеспечен доступ лиц с изобразительной ОВЗ) деятельности. Коллекция разнообразных материалов для художественной деятельности, образцы народно-прикладного искусства, демонстрационный материал для художественного восприятия. Сенсорная комната "В гостях у Незнайки" прибор для создания динамики "Нирвана", тренажёр для мозга "Визард", валики массажные, Проведения психологического сопровождения и (обеспечен доступ лиц с ОВЗ) коррекции психоэмоциональных особенностей системы: "Мелодичный звон", "Волшебная нить", "Звёздная сеть", детское игровое панно "Звёздное небо", зеркальный шар с приводом, лампа "Вулкан", светильник "Переливающиеся цветы", "Пламя", "Фонтан света", световая пушка", массажёр для тела "Акупресс", массажные мячи, набор СД-дисков для релаксации, ионизатор воздуха подушки с гранулами, маты и др.