ДООП художественно-эстетической направленности Бусинка

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Снегурочка»

«ПРИНЯТО»
Педагогическим советом
Протокол №1 от 26.08.2021г

«УТВЕРЖДЕНО»
заведующий МБДОУ «ДС«Снегурочка»
__________Н. В. Давидовская
№ 230 от 26.08.2021г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Художественно-эстетической направленности
«БУСИНКА»

Возраст детей: 5 – 7 лет
Срок реализации программы: 1 год
Количество часов в год: 72 часов

Программу составила:
Боровик Снежана Николаевна

1

Содержание
1.
1.1.
1.1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
1.6.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
3.
3.1.
3.2.
3.3.

Целевой раздел
Пояснительная записка
Актуальность и направленность программы
Нормативно-правовая база
Структура и характеристика содержания программы
Формы и режим занятий
Возрастные особенности детей 5-7 лет
Цели и задачи программы
Содержательный раздел
Календарно – тематическое планирование
Планируемые результаты
Педагогический мониторинг образовательной деятельности
Организационный раздел
Материально-техническое обеспечение
Методическое обеспечение
Список используемой литературы

3
4
4
5
6
7
9
11
12
13
14
14
15
15
18

2

1. Целевой раздел
1.1.
Уровень

развития

Пояснительная записка

мелкой

моторики

–

один

из

показателей

интеллектуальной готовности к школьному обучению. Все учёные, которые
изучали деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое
стимулирующее влияние функции руки. Известный исследователь детской
речи М. М. Кольцова пишет: «…Сначала развиваются движения пальцев рук,
затем появляется артикуляция слогов, всё последующее совершенствование
речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки
движений пальцев. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган
речи, такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки проекция руки
есть ещё одна речевая зона мозга». Поэтому для детей тренировка движений
пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим
речевое развитие ребёнка.
Для

развития

мелкой

моторики

необходимо,

чтобы

ребёнок

систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. В
каждом человеке от природы заложены огромные возможности, и наша
задача, как педагогов, состоит в том, чтобы помочь реализовать их, увлечь,
развить.
Дополнительная развивающая программа "Бусинка”, являясь прикладной,
носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение
дошкольников
планируется

основными

приёмами

рукоделия.

В

нашем

кружке

технологии роботы с бисером, валяние шерсти, плетение

изделий из резинок. Занятия «Бусинка» вызывает у дошкольников большой
интерес.
Настоящая

программа

способна

сформирует

у

детей

не

только

репродуктивным путём осваивать сложные трудоёмкие приёмы и различные
техники

бисероплетения,

но

и

побудить

творческую

деятельность,

направленную на постановку и решение проблемных ситуаций при
выполнении работы.
3

1.1.1. Актуальность и направленность программы
Тема кружковой работы является актуальной, так как работа с различными
материалами (бусины, бисер, плетение из резиночек, валяние шерсти и т.д.)
успокаивает, снимает напряжение, агрессию и тревогу, позволяет себя вести
естественно и непринужденно. Занятие бисером доступно и полезно для
маленьких и неумелых рук. По желанию ребенка бисер и бусинки, словно
элементы конструктора, могут превратиться в веселую игрушку, нарядное
украшение или новогодний сувенир. Поделка из бисера даже в неумелых
руках всегда выглядит ярко, эффектно. О пользе этого увлекательного
процесса и говорить не приходится. Ведь подобные занятия успокаивают,
развивают воображение, способствуют развитию зрительного восприятия,
памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков,
необходимых для успешного обучения в школе, учат сосредоточенности и
усердию, развивают мелкую моторику, координацию движений, гибкость
пальцев, что напрямую связано с речевым и умственным развитием.
Бисероплетение так же, как и другие виды изобразительной деятельности,
формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение
понимать прекрасное во всем его многообразии.
Направленность программы – Художественно-эстетическая.
Уровень освоения программы – стартовый
1.2. Нормативно правовая база
Нормативно – правовой базой для составления программы послужили
следующие документы:
 Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»;
 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 №
1726-р «Концепция развития дополнительного образования детей»;
 Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об
4

Утверждении деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (с изменениями от 30.09.2020).
 Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации»

(вместе

с

«Методическими

рекомендациями

по

проектированию дополнительных программы)».
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования»;
 Конвенция ООН о правах ребёнка;
 Устав МБДОУ «ДС «Снегурочка»;
 социальный заказ родителей (законных представителей ребенка).
1.3.

Структура и характеристика содержания программы

Кружок декоративно-прикладного творчества «Бусинка» рассчитана на
1 год обучения. Занятия проводятся 2 раз в неделю, во второй половине дня.
Занятия проводятся в специально отведённом кабинете. Продолжительность
соответствует рекомендациям СанПиН, т.е. для детей старших групп – 25
минут, для детей подготовительных - 30 минут. Всего занятий в год- 72 ч.
В начале и середине учебного года детей необходимо познакомить с
правилами техники безопасности на занятиях, правилам обращения с
инструментами. В виду большой сосредоточенности глаз при работе с
бисером

необходимы

перерывы,

во

время

которых

рекомендуется

выполнение комплекса упражнений для глаз. Основное внимание на занятиях
обращается на совершенствование навыков техники бисероплетения и
качество выполнения изделий. Также большое внимание уделяется вопросам
цветоведения. Цвет изделия является основным элементом зрительного
восприятия,

поэтому учащимся

необходимо показать

многообразные

варианты сочетаний цветов и оттенков, научить подбирать цвета в
зависимости от характера и назначения изделия.

5

Структура занятия
1. Техника личной безопасности на занятии.
2. Новый материал.
3. Закрепление нового материала.
4. Анализ выполненной работы.

1.4.

Формы и режим занятий

Программа рассчитана на 1 года обучения, для детей 5-7 лет. Программой
предусматривается 72 занятий в год, 2 занятия в неделю во вторую половину
дня. Проведение занятий по данной программе предполагает работу с
подгруппой из 6 детей, общая наполняемость кружка от 5 до 24
дошкольников. Продолжительность занятия в группах от 5-ти до 6-ти лет 25
минут, от 6-ти до 7-ми лет - 30 минут. Группа, делится на 2 подгруппы, в
зависимости от тематического плана.
Каждая новая тема дается на протяжении нескольких занятий, чтобы дети
смогли повторить, закрепить, и запомнить материал.
В процессе занятий используются различные методические приемы:
• Беседы;
• Индивидуальная работа;
• Групповая работа;
• Коллективно-творческая работа;
• Работа с родителями;
• Оформление выставок.
Основные

дидактические

принципы

программы:

доступность

и

наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания,
учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
6

1.5 Возрастные особенности детей 5-7 лет
Возрастные особенности детей 5-6 лет
К пяти годам дети обладают довольно большим запасом представлений
об

окружающем,

которые

получают

благодаря,

своей

активности,

стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Ребенок этого возраста
уже хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках
(например, может показать два оттенка одного цвета –светло-красный и
темно-красный).

Дети

шестого

года

жизни,

могут

рассказать,

чем

отличаются, геометрические фигуры друг от друга. Для них не составит
труда сопоставить между собой по величине. В 5—6 лет ведущее значение
приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребёнку
решать более сложные задачи с использованием обобщённых
средств Возраст 5—6 лет можно
овладения

ребёнком

начинает

охарактеризовать

как

возраст

активным (продуктивным) воображением, которое

приобретать самостоятельность, отделяясь от практической

деятельности и предваряет её. Образы
полнее

наглядных

и

точнее

воображения

значительно

воспроизводят действительность. Действия

воображения — создание и воплощение замысла — начинают складываться
первоначально в игре. Это проявляется в том, что прежде игры рождается её
замысел и сюжет. Постепенно дети приобретают способность действовать
по предварительному замыслу в конструировании и рисовании. В старшем
дошкольном возрасте в процессе восприятия изобразительного искусства
дети способны осуществлять выбор того (произведений, персонажей,
образов), что им больше нравится обосновывая его с помощью элементов
эстетической оценки. Они откликаются на те произведения искусства, в
которых

переданы

понятные

им

чувства

и

отношения,

различные

эмоциональные состояния людей, животных борьба добра со злом.
Творческие проявления становятся более осознанными и направленными
(образ,

средства

выразительности

продумываются

и

сознательно
7

подбираются детьми). В продуктивной деятельности дети также могут
изобразить задуманное (замысел ведет за собой изображение).
Возрастные особенности детей 6-7 лет
В

возрасте

6-7

лет

происходит

расширение

и

углубление

представлений детей о форме, цвете, величине предметов. Ребенок уже
целенаправленно, последовательно обследует внешние особенности
предметов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а на
весь комплекс (цвет, форма, величина и др.). К концу дошкольного
возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного
внимания,

что

приводит

к

меньшей

отвлекаемости

детей.

Сосредоточенность и длительность деятельности ребенка зависит от ее
привлекательности для него. Воображение детей данного возраста
становится, с одной стороны, богаче и оригинальние, а с другой – более
логичными и последовательными, оно уже не похоже на стихийное
фантазирование детей младших возрастов. Несмотря на то что увиденное
или услышанное порой преобразуется детьми до неузнаваемости, в
конечных продуктах их воображения четче прослеживаются объективные
закономерности действительности. Так, например, даже в самых
фантастических рисунках дети стараются – передать перспективу,
установить причинно- следственные связи. При придумывании сюжета,
темы рисунка дети 6-7 лет не только удерживают первоначальный
замысел, но могут обдумывать его до начала деятельности.
В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления,
которое позволяет решать более сложные задачи с использованием
обобщенных наглядных средств (схем, мнемотаблиц, иллюстраций и
ИКТ.) и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и
явлений. Действия наглядного мышления (например, при прохождении
выхода из нарисованного лабиринта) ребенок этого возраста, как правило,
совершает уже в уме, не прибегая к практическим предметным действиям
даже в случаях затруднений.
8

1.6 Цели и задачи программы
Цель:
Создание благоприятных условий для творческого развития ребенка и его
самореализации через декоративно-прикладное творчество.
Задачи программы
Образовательные (обучающие):
 Знакомство детей с новыми техниками и технологиями;
 Обучение искусству плетения бисером;
 Овладение знаниями элементарных приемов работы с шерстью: сухое
валяние, мокрое валяние, выкладывание шерсти;
 Формирование умений и навыков работы с различными материалами,
приспособлениями и инструментами;
 Обучение детей технологии работы с резиночками;
 Обучение технологии приготовления станка для плетения.
1. Воспитательные
 воспитание аккуратности, усидчивости;
 воспитание осознанного и бережного отношения к результатам своего
труда.


Формировать

у

детей

эмоциональную

отзывчивость,

интерес

к

декоративно - прикладному искусству, воспитывать у детей желание
заниматься бисероплетением
2. Развивающие (личностные)
 развитие творческих способностей;
 Развивать мелкую моторику пальцев рук, согласованность движений рук,
ловкость, умение управлять своими движениями.
 развитие воображения, памяти, фантазии, образного мышления.
 Развивать художественные навыки и эстетический вкус.
9

2.Содержательный раздел
В основе лежит комплексное развитие всех психических процессов и
свойств

личности

в

процессе

совместной

продуктивно-

творческой

деятельности, в результате которой ребенок учится вариативно мыслить,
запоминать, придумывать новое, решать нестандартные задачи, общаться с
разными людьми и многое другое.
1. Комфортность: атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка,
создание для каждого ситуации успеха.
2. Погружение каждого ребенка в творческий процесс: реализация
творческих задач достигается путем использования в работе активных
методов и форм обучения.
3. Опора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребенка создание
эмоциональной вовлеченности его в творческий процесс, что обеспечивает
естественное повышение работоспособности.
4. Вариативность: создание условий для самостоятельного выбора ребенком
способов работы, типов творческих заданий, материалов, техники и др.
5. Личностно ориентированное взаимодействие: создание в творческом
процессе раскованной, стимулирующей творческую активность ребенка
атмосферы.

Учитываются

индивидуальные

психофизиологические

особенности каждого ребенка и группы в целом.

10

2.1 Календарный учебный график
Программа реализуется с сентября по май,
проводится 72 занятия в год, 2 раза в неделю.
Учебно-тематический план
рабочей
образовательной
программы
образования «Волшебная бусинка»

дополнительного

№
Блоки программы

1. 2

2. 3.
3. 4.
4. 5.
5.

6.
7.
8.
9.
10.
11.
12. 7.
13. 8.

14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.

История бисероплетения
Организация рабочего места, материалы
и инструменты, правила техники
безопасности.
«Составление узоров по схеме».
Техника простого низания бисера на
леску и проволоку.
Знакомство с техникой плетения
«колечки». Низание цепочек и браслетов
Знакомство со схемой плетения.
Создание своей схемы. Набор на
проволоку.
Знакомство с техникой плетения
«колечки».
Весенний букет (коллективная
работа)
Встречаем весну. Цветы из бисера.
Животные и насекомые из бисера.
Выставки готовых работ
Знакомство с техникой валяния
Вводное занятие
Смешанная, или миксовая, техника –
валяние разноцветных шариков.
Изготовление бус «Морские находки»
Методы, используемые в валянии. Сухое
валяние, или валяние иглами
Изготовление браслета методом сухого
валяния (на фетре или войлоке)
Изготовление броши «Мак»
Изготовление панно «Бабочки и цветы»
Изготовление панно «Новогодняя
елочка»
Валяние на выкройках и формах
Изготовление салфеток под тарелки
Основные виды изготовления
модных браслетов (на станке, на
рогатке, терминологию- сбросить
петлю, скинуть, натянуть

Количество
часов
Всего
1

1
1
1
1

2
3
2
2
2
1
2

1
2
3
2
2
1
3

11

22.
23.
24.

Браслет» Коса русалки»
Браслет»Сердце ангела»
Плетение игрушки

1
1
2

25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.

Плетение»рыбки
Плетение овощей
Плетение фруктов
Браслет с вишнями
Плетение»бантика и вишни»
Плетение змейки
«Творю, что хочу»
(самостоятельная
деятельность детей)
«Елочные игрушки»
Плетение широкого браслета
Плетение на станке
Плетение Весенние цветы
Пингвинчики
Собачка
Котенок
Медвежонок
Пингвинчики
Выставка изготовленных изделий.
Подарки сувениры своими руками
ИТОГО

2
2
2
2
2
1
3

32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.

2
2
1
2
3
2
2
2
2
2
1
72

2.2. Планируемые результаты
В результате работы в кружке у детей сформируются умения и навыки:
1.

правильно пользоваться необходимыми инструментами для обработки
материалов;

2.

название и назначение материалов (бисер, стеклярус, мулине, нитки,
проволока, резинки, станок);

3.

название и назначение ручных инструментов и приспособлений (иглы,
ножницы);

4. правила безопасности труда при работе указанными инструментами
5. Результатом реализации данной программы являются выставки детских
работ, использование поделок-сувениров в качестве подарков.

12

По окончании 1 года обучения дети умеют: организовать рабочее место в
соответствии с используемым материалом и поддерживать порядок во время
работы. Соблюдать правила безопасной работы инструментами. Под
руководством

воспитателя

проводить

анализ

изделия,

планировать

последовательность его изготовления и осуществлять контроль результата
практической работы по образцу изделия, схеме, рисунку;
Основной формой подведения итогов является:
-тематические итоговые занятия для родителей;
-участие детей в конкурсах и выставках.
2.3 Педагогический мониторинг образовательной деятельности.
С целью определения степени освоения учебного материала,
предусмотренного содержанием данной программы, была разработана
следующая система аттестации воспитанников:
Вид аттестации
Цели аттестации
Форма аттестации
Входной контроль
Определение
Входной
контроль
первичного
уровня знаний: анкетирование
знаний воспитанников (приложение №)
по программе
Итоговая аттестация
Оценка
степени Отзывы педагогов
овладения
практическими
навыками,
перечень
которых был определен
задачами программы.
Оценка
степени Итоговый
контроль
усвоения
знаний: анкетирование
(приложение №)
теоретического
материала,
определенного
содержанием
данной
программы.
Шкала оценки степени освоения учебного материала
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем
анкетирования, выполнения практических работ, отзывов педагогов.
Уровень первичных знаний, а так же уровень знаний, приобретенных
воспитанниками
по
завершению
программы
проверяются
анкетированием. При анкетировании все верные ответы берутся за 100%,
тогда оценка осуществляется в соответствии с таблицей:
13

Процент выполнения задания
90% и более

75% - 89%

50%- 74%

49% и менее

Степень освоения программы
Учебный материал освоен в полном
объеме — высокий уровень освоения
программы
Освоена большая часть содержания
программы — средний уровень
освоения программы
Содержание программы усвоено
частично — низкий уровень освоения
программы
Программа не освоена

Формы подведения итогов реализации:
- анкетирование
- отзывы педагогических работников.
Критерии усвоения программы Приложение №1
3. Организационный раздел
3.1 Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы требует наличия кабинета.
Кабинет отвечает всем стандартным санитарно-гигиеническим нормам
и требованиям, обеспечен нормальным освещением и вентиляцией. Также он
соответствует требованиям техники безопасности. Оборудование для занятий
в кабинете:
- столы для воспитанников;
- стулья для педагога и воспитанников;
 Бисер различного размера и качества. Существует несколько видов бисера:
круглый, граненый и рубка. Помимо формы и размера бисер различается по
способу окраски - он может быть прозрачным или матовым, прозрачным с
окрашенным изнутри отверстием или с перламутровым блеском
 Стеклярус разной длины. Это стеклянные или пластмассовые трубочки с
отверстием внутри.
 Бусины, разнообразные материалов: шерсть,ленты, резиночки.
 Леска и резинка для плетения браслетов
14

 Проволока медная или металлическая, окрашенная в разные цвета.
Толщина

проволоки

диктуется

формой

изделия

и

размерами

используемого материала, но в основном нужна проволока от 0,2 до 1
мм в диаметре.
 кусачки для отрезания проволоки;
 Шерсть разной фактуры;
 Резиночки, станок, рогатки.
3.2. Методическое обеспечение
Процесс обучения построен на принципах: “от простого к
сложному”, учёта возрастных особенностей детей, доступности
материала, развивающего обучения. На первых занятиях используется
метод репродуктивного обучения – это все виды объяснительноиллюстративных методов (рассказ, художественное слово, объяснение,
демонстрация наглядных пособий). На этом этапе дети выполняют
поделки точно по образцу и объяснению. Затем, в течение дальнейшего
курса обучения, постепенно усложняя технику бисероплетения,
подключается методы продуктивного обучения, такие как, метод
проблемного изложения, частично-поисковый метод. Все задания
кроме

формирования

навыков

и

знаний

по

бисероплетению

направлены на общее развитие ребёнка
3.3 Список использованной литературы
1. Ануфриева М. Я. «Радуга из бисера»
2. Виноградова Е. Бисер для детей: Игрушки и украшения
3. Котова И. Н. ,Котова А. С. Бисер. Гармония цветов.
4. Федотова, Г. Валюх «Цветы из бисера»- Москва, «Культура и традиции»
5. Морас И. Животные из бисера.- АРТ-Родник,2004.
6. Валяние войлока. Основы мокрого валяния для начинающих.
7. Смирнова Е.С Игрушки из шерсти. Шаг за шагом. Техника валяния. –
СПб.: Питер, 2012.
(Электронный ресурс). – Режим доступа:http://inhandmade.ru/mokroevalyanie/valyanie-vojloka-osnovy-valyaniya.html

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».