МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «СНЕГУРОЧКА» ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА Приказом заведующего _____Н.В. Давидовская от 26.08.2021 № 230 Педагогическим советом от 26.08.2021 протокол №1 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Риторика для дошкольников» Возраст детей: 5 – 7 лет Срок реализации программы: 1 год Количество часов в год: 60 часов Программу составили: Кожухова Е.О. Корзухина М.С. г. Новый Уренгой 2021 Содержание 1. 1.1. 1.1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 1.5. 1.6. 2 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 3 3.1. 3.2. 3.3. Целевой раздел Пояснительная записка Актуальность и направленность программы Нормативно-правовая база Структура и характеристика содержания программы Формы и режим занятий Возрастные особенности детей 5-7 лет Цели и задачи Содержательный раздел Учебный план Календарно – тематическое планирование Планируемые результаты Педагогический мониторинг образовательной деятельности Организационный раздел Материально-техническое обеспечение Методическое обеспечение Литература 2 3 3 5 6 7 7 9 11 12 15 16 18 18 18 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка Риторика – одна из самых древних наук на земле. Риторика возникла как наука об искусной, умной, красивой речи – устной прежде всего. Риторика – это наука о живом, звучащем слове, о подготовке и публичном произнесении своей речи. Первые учебники по риторике в России появились в 18-19 веках, но в середине 19 века риторика подверглась резкой критике и была вытеснена другими предметами. Возрождение риторики началось в середине 20 века, когда стало ясно, что людям нужны не только знания о языке, но и общение. 1.1.1. Актуальность и направленность программы Актуальность - низкий уровень культуры речевого общения у детей и взрослых, утрата лучших речевых традиций. Почему? Не смотря на то, словарный запас современного малыша гораздо больше, чем его ровесника лет 10 назад, по статическим данным в нашей стране показатели речевого развития детей дошкольного возраста в последние годы оставляют желать лучшего. Поэтому в дошкольных учреждениях необходимо использовать все, что может помочь в решении этой проблемы. Современные дети уже с первых лет жизни смотрят телепередачи и видеофильмы, слушают радио, используют компьютер, слышит речь разных стилей. Помня о том, что дошкольники овладевают родной речью в процессе общения, необходимо уделять больше внимания именно этой проблеме, а современные дети не очень умеют взаимодействовать между собой. Причин этому множество: большинство детей являются единственными в семье и привыкли к лидерству, они редко общаются с другими детьми вне стен дошкольного учреждения. Высокая занятость родителей также не способствует общению с ребенком. От этого страдает и речь дошкольника - она становится беднее, многие дети не могут сформулировать свои мысли, обладают ограниченным запасом слов. Формирование у детей позиции открытости, доверия, дружелюбия - непременное условие воспитания культуры общения. В дошкольном возрасте дети вступают в 3 контакт с разными собеседниками: ровесниками, детьми младшего возраста, взрослыми; родными, близкими; чужими, незнакомыми, поэтому ребенку нужно решить, как поприветствовать, попрощаться, как поблагодарить, обратиться с просьбой, как вести диалог по телефону и т.д. Решению этих и других вопросов сможет помочь риторика для дошкольников. Доброе отношение к людям должно проявляться в понятной для всех форме. Такой формой, качеством общения человека с человеком является вежливость. Культура общения не исчерпывается только одной лишь вежливостью. Её непременный атрибут - тактичность, т.е. умение понять одно из самых симпатичных и привлекательных человеческих качеств, которое состоит в умении понять чувства и настроение окружающих, поставить себя на их место, представить, какую эмоциональную реакцию вызывают у других те или иные поступки. Главным средством общения является язык, речь, слово. Потому как владеет человек этим средством коммуникации, нередко судят о его культуре и воспитанности. Воспитание культуры речи органически входит в формирование культуры общения. От того, какую речь слышит ребёнок, во многом зависит его речевое развитие. Ритм современной жизни не позволяет родителям целенаправленно и планомерно развивать культуру речевого поведения ребенка. Дошкольный курс риторики призван как можно раньше познакомить детей с вопросами культуры речевого поведения, что, несомненно, окажет благотворное влияние на развитие ребенка, который будет уметь устанавливать положительный контакт со сверстниками и взрослыми, вести бесконфликтное общение и обеспечит себе успех в будущем. Ещё В.А.Сухомлинский говорил, что " речевая культура человека - это зеркало его духовной культуры". В слове - суть мысли. Вот почему важно, чтобы растущий человек с самого раннего возраста учился мыслить и обозначать мысль словом, умел общаться посредством слова, соблюдая общепринятый речевой этикет. Курс детской риторики поможет ребёнку: Познать природу живого слова; Преодолеть застенчивость; 4 Развивает уверенность в себе; Научит общаться со взрослыми и сверстниками; Откроет секреты выразительной и грамотной речи; Поможет освоить формулы речевого этикета. Все вышеперечисленное подтверждает необходимость проведения с детьми кружковых занятий по риторике. А чем раньше мы начнем развивать у детей уникальный человеческий дар - дар слова, тем раньше сделаем все, чтобы, по выражению В.И. Чернышева, «открыть уста детей», тем скорее добьемся желаемых результатов. И в этом нам поможет современная риторика. Ведь центром риторики является обучение эффективному общению. Направленность программы – социально-коммуникативная Уровень освоения программы – стартовый 1.2. Нормативно правовая база Нормативно – правовой базой для составления программы послужили следующие документы: Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Концепция развития дополнительного образования детей»; Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об Утверждении деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями от 30.09.2020). Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных программы)». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального образовательного стандарта дошкольного образования»; Конвенция ООН о правах ребёнка; Устав МБДОУ «ДС «Снегурочка»; 5 государственного социальный заказ родителей (законных представителей ребенка). 1.3. Структура и характеристика содержания программы Образовательная деятельность в рамках рабочей программы «Риторика» рассчитана на один подготовительных групп. год, предназначена для воспитанников старших и Занятия проводятся в специально отведённом кабинете. Продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т.е. для детей старших групп – 25 минут, для детей подготовительных - 30 минут. Обучение дошкольников риторике проходится поэтапно. На каждом занятии обучение проходит через игровую деятельность. Известно, что в дошкольном возрасте в воспитании ребенка доминирующую роль играют зрительные образы, поэтому любое словесное объяснение сопровождается наглядным показом взрослого и многократным повторением самых простых действий. Программа «Риторика» предполагает знакомство с историей ораторского искусства, известными ораторами, профессиональным лексиконом. Структура занятия по обучению ораторского искусства 1. Повторение пройденного материала. 2. Новый материал. 3. Закрепление нового материала. 4. Итог занятия. Ориентироваться в процессе обучения риторике следует на детей, которые усваивают медленнее материал, спрашивать таких детей первыми, такой подход позволяет, обучит всех детей. Программа по обучению риторике максимально проста и доступна дошкольникам, строится по программе Ельцовой О.М. «Риторика для дошкольников: программа и методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных учреждений». Важное значение, при обучении имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания заданий, создание игровых ситуаций, использование дидактических игр и пособий. 6 1.4. Формы и режим занятий Программа рассчитана на 1 год обучения, для детей 5-7 лет. Программой предусматривается 60 занятий в год, 2 занятия в неделю во вторую половину дня. Проведение занятий по данной программе предполагает работу с подгруппами из 6 детей. Продолжительность занятия в группах от 5-ти до 6-ти лет 25 минут, от 6-ти до 7ми лет - 30 минут. Группа, делится на 2 подгруппы, в зависимости от пройденного материала. Каждая новая тема дается на протяжении нескольких занятий, чтобы дети смогли повторить, закрепить, и запомнить материал. Форма проведения занятий определяется возрастными особенностями детей, а также содержанием разделов и тем изучаемого материала: - беседа с объяснением материала и показом дидактического материала; - просмотр презентаций и мультфильмов; - дидактические игры, занимательные задания; - развивающие игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры и др.): - импровизации; - чтение художественных произведений; - сочинение историй; - мини-конкурсы, игры – соревнования. Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. 1.5. Возрастные особенности детей 5-7 лет Возрастные особенности детей 5-6 лет Дети 5—6 лет стремятся познать себя и другого человека как представителя ближайшего социума, постепенно начинают осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. Дети могут распределять роли до начала игры и строить своё поведение, придерживаясь роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчинённость позиций в различных видах 7 деятельности взрослых. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения В познавательной деятельности продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; представления детей систематизируются. Дети называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. К 6-ти годам дети легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до десяти предметов разных по величине. Однако дошкольники испытывают трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта. Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. 5-6 лет - это возраст творческого воображения. Дети самостоятельно могут сочинить оригинальные правдоподобные истории. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Возрастные особенности контингента детей 6-7 лет Большую значимость для детей 6—7 лет приобретает общение между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, именно в этот период зарождается детская дружба. Дети охотно делятся своими впечатлениями, высказывают суждения о событиях и людях, расспрашивают других о том, где они были, что видели и т. п., т. е. участвуют в ситуациях чистого общения, не связанных с осуществлением других видов деятельности. При этом они могут внимательно слушать друг друга, эмоционально сопереживать рассказам друзей. Дети продолжают активно сотрудничать, вместе с тем у них наблюдаются и конкурентные отношения — в общении и взаимодействии они стремятся в первую очередь проявить себя, привлечь внимание других к себе. Однако у них есть все возможности придать такому соперничеству продуктивный и конструктивный характер и избегать негативных форм поведения Познавательные процессы претерпевают качественные изменения; развивается произвольность действий. Наряду с наглядно-образным мышлением появляются элементы словесно-логического мышления. 8 Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они еще в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это 8 можно объяснить различными влияниями, в том числе средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов. Внимание становится произвольным, в некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. У детей появляется особый интерес к печатному слову, математическим отношениям. 1.6. Цели и задачи Главной целью курса «Риторика для дошкольников» является обучение детей общению в речевых ситуациях или обучение умению вести себя в конкретных речевых ситуациях. Задачи курса: Образовательные: 1. Выявление и развитие речевых способностей детей; 2. Дать начальные представления об основных понятиях риторики повседневного и делового общения; 3. Научить владеть основными элементами правильной точной речи; 4. Познакомить детей с нормами русского литературного языка; 5. Дать знания об искусстве человеческих взаимоотношений, помочь приобрести навыки и опыт, необходимые для адекватного поведения в различных речевых ситуациях; 6. Помочь детям усвоить формулы речевого общения; 7. Привлечь внимание дошкольников к живому слову, пробудить интерес к истории языка; Развивающие: 1. Развивать качества голоса (тембр, силу, высоту); дикцию, темп речи, дыхание; 2. Развитие коммуникативных качеств ребенка. 3. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми; 9 4. Сформировать умение излагать свои мысли последовательно, умение убеждать, отстаивать свою точку зрения; 5. Развивать актерские способности детей, работая над выразительностью их речи, пластики, мимики. Воспитательные: 1. Воспитание в детях потребности соблюдения речевого этикета, добра и позитивного мировосприятия; 2. Воспитывать уважительное отношение к чистоте и богатству родной речи. 10 2. Содержательный раздел 2.1. Учебный план Программа направлена на приобщение подрастающего поколения к ораторскому искусству посредством дидактических игр. При реализации содержательной части Программы следует учитывать индивидуальные особенности развития дошкольника и применять разнообразные инструменты, накопленные в образовании. Практический раздел курса направлен на действия, которые способствуют формированию коммуникации детей, развитию правильной речи, голоса и его окраски, громкости, темпа, а также речевого этикета; позитивного, нравственного и эмоционального восприятия видов общения и понимания единства содержания и способов выражения речевой деятельности. Ведущими формами организации занятия являются как групповые, так и подгрупповые. Учебный план рассчитан на 1 года обучения. Возраст детей от 5 до 7 лет. Учебный план № Количество часов теория практик Всего а 5 6 11 11 13 24 7 9 16 4 5 9 27 33 60 Название разделов тем 1 2 3 4 Азбука общения Речевой этикет Техника речи Речевые жанры. Итого Календарный учебный график Программа реализуется с октября по май, проводится 60 занятия в год, 8 занятий в месяц, 2 раза в неделю. Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март 8 8 6 6 8 11 8 Апредь Май 8 8 всего Месяц 60 неделя месяц № п/п Тема Программное содержание Колво часов История ораторского искусства. Знакомство с функциями речи. 1 Как адресовать Знакомство с понятием «диалог», высказывание способами вступления в диалог. Познакомить с комплектом раздаточного материала. Слушаем и слышим Сформировать представление о собеседника «слушателе», особенностями этой роли в диалоге, правилах ведения диалога. Наш голос – это Сформировать понятие о «голосе» и его музыкальный охране. Упражнять в овладении голосом, инструмент его основными характеристиками. Речь как средство Дать представление о регулирующей воздействия на мысли, функции речи. Упражнять в воздействии чувство и поведение словом в различных ситуациях. людей Неязыковые средства Уточнить представления о невербальных общения людей средствах общения. Отработать знания через пантомимы. Различные формы Познакомить с вариантами форм приветствия и приветствия и прощания в зависимости прощания в от ситуации и согласно речевому зависимости от этикету. ситуации Приветствие в Упражнять в умении подбирать формы конкретной речевой приветствия в зависимости от ситуации предложенной на дидактическом материале ситуации Употребление Упражнять в умении подбирать формы различных форм извинения в зависимости от выражения извинения предложенной на дидактическом материале ситуации Словесные формы Дать представление о важности обращения с просьбой правильного выбора формы обращения с просьбой. Упражнять в правильном определении формы и подборе лексики для ее выражения. Понятие «Вежливый Активизировать, уточнить и обобщить человек» знания детей о правилах вежливости. Упражнять в применении этих правил на практике 1 3-4 5-6 9-10 11-12 13-14 15-16 17-18 1 декабрь 4 3 ноябрь 2 1 8 4 7 3 октябрь 2 2 1 1 Зачем нужна речь 12 2 2 1 1 2 2 2 2 2 19-20 21-22 23 -24 25-26 27-28 29-30 31-32 33 34-35 2 3 2 3 4 3 2 1 4 январь февраль Правила вежливости у Познакомить с особенностями различных народов вежливого поведения у разных народов. Инсценировать эпизоды с практическим использованием этих правил. Познакомить детей с произведениями: Примеры “Советы непослушным детям” Г. Остер; употребления кто вежливость у нас…” С. различных форм “Вот вежливости в Погореловский; “Уроки вежливости” М. Алимбеков; “Простите ” Н. Юсупов; художественной литературе (речевой “Вежливые слова” Н. Юсупов и др. уместность этикет и Проанализировать употребления вежливых форм героями художественное произведений. слово). Правила поведения во Уточнить правила поведения во время время разговора разговора. Провести игры с дидактическим материалом в парах по теме «Речевой этикет». Правила речевого Отработать правила речевого поведения поведения во время во время телефонного разговора на телефонного материале дидактической игры в парах разговора. «Телефон». Как вести себя в гостях Отработать правила речевого поведения и дома, когда пришли во время приема гостей и похода в гости гости. на материале дидактической игры в парах «Идем в гости». Комплимент и ответ на Познакомить детей с понятием него. «комплимент». Упражнять в оформлении правдивых комплиментов. Оценка правдивости Познакомить с критериями оценивания комплимента правдивости комплиментов. Упражнять в анализе правдивости комплиментов по предлагаемым критериям. Громкость как важное Уточнить представления о понятии свойство устной речи. «громкости» голоса. Отработать практические навыки изменения громкости в зависимости от предложенной ситуации. Изменение громкости Закрепить знания, полученные на в зависимости от предыдущих занятиях. Упражнять в ситуации или от оценивании содержания высказывания содержания на предмет выбора громкости для высказывания. оформления своей речи. 13 2 2 2 2 2 2 2 1 2 37-38 39 - 40 2 1 36 Темп (скорость) речи Роль скороговорок в совершенствовании речи детей. Тембр голоса (окраска) 41 - 42 43 - 44 45 - 46 Различные оттенки основного тона высказывания. Использование различных средств выразительности устной речи при пересказе Секреты волшебницы Речи. Беседа – диалог по тексту рассказа 49 - 50 51 - 52 4 3 48 апрель 2 47 1 4 3 март Тон высказывания Словесное творчество: сочинение сказки с заданным началом. Сочиненияминиатюры по теме. Уточнить представления о понятии «темп» речи. Отработать практические навыки изменения темпа в зависимости от предложенной ситуации. Закрепить представления о жанре «Скороговорки». Упражнять в проговаривании скороговорок с повышением темпа речи. Уточнить представления о понятии «тембр» голоса. На примере музыкальных инструментов упражнять детей в различении тембров. Уточнить представления о понятии «тон высказывания». Отработать навыки изменения тона высказывания на материале одних и тех же литературных отрывков. Уточнить представления о понятии «оттенок тона высказывания». Упражнять в передачи смысла высказывания через выбор оттенка тона для его оформления. Уточнить представления детей о понятии «пересказ». Расширить представления детей о средствах выразительности устной речи при авторском пересказе. Повторение программного материала в виде викторины. Повторение пройденного материала через анализ отрывков из литературных произведений: Усачев А.А. «Здравствуйте, спасибо и до свидания!», Кузнецова А. «Подружки». Уточнить представления детей о понятии «сказка», ее составных частях. Упражнять в сочинении нескольких продолжений к одному началу сказки. Сформировать представления о сочинениях-миниатюрах на заданную тему. Упражнять в составлении таких сочинений на темы «Любимая игрушка», «Моя семья». 14 1 2 2 2 2 2 1 1 2 2 53-54 55 1 2 58 - 60 3 57 56 май Составление плана Сформировать навыки составления рассказа и пересказ по картинного плана предложенного нему рассказа. Упражнять в пересказе по составленному плану. Пересказ текста от Сформировать представление о понятии третьего лица. «пересказ от третьего лица» на примере русской народной сказки «Заюшкина избушка». Бином фантазии Познакомить детей с методом «бином фантазии». Упражнять в составлении небольших сказок, используя этот метод. Словесное творчество: Закрепить представления детей о составление сказки с понятии «сказка», ее составных частях. заданной темой. Упражнять в сочинении сказок на тему «Весна». Творческое Повторение программного материала. рассказывание. 2 1 1 1 3 2.3. Планируемые результаты К предполагаемым результатам можно отнести: 1.Успехи ребят в развитии речи (проговаривают слова более четко, внятно и с интонацией; пользуются голосом различной громкости, исчезают из речи «мусорные слова», выразительно читают стихи, поддерживают разговор, активно развивают его); 2. Устойчивый интерес ребенка к развитию речи и желание совершенствоваться в этом направлении. 3. Желание и возможности детей для самореализации в речевой творческой коллективной деятельности. 4. Появление и реализация собственных (совместно со взрослыми) творческих проектов. 5. Сформированность у дошкольников культуры речи и определенного культурного кругозора. Ребенок учится, как поприветствовать знакомого; как пригласить в гости; как поздравить именинника, как поговорить по телефону и т.д. 6. Формируются навыки и умения эффективного общения со сверстниками и взрослыми дать ему возможность пойти вперёд в овладении умением общаться; 15 7. У детей появляется чувство ответственности к занятиям, повышается самооценка, они становятся активными. 2.4. Педагогический мониторинг образовательной деятельности Контроль за освоением программы «Риторика для дошкольников» осуществляется по результатам педагогических наблюдений при наборе или на начальном этапе формирования коллектива (водный контроль), при окончании изучения темы (промежуточный) в конце учебного года и заносится в протокол мониторинга освоения программы. Педагогическое наблюдение осуществляется по следующим параметрам: - знание ораторских терминов; - знание названий «инструментов речи»; - знание правил речевого этикета; - умение ориентироваться в ситуации и правильно подбирать лексические способы выражения своих потребностей; - умение управлять силой и высотой голоса; - умение эмоционально пересказывать и составлять диалоги героев сказок; - расставлять логическое ударение; - владеть темпом речи как средством выразительности. Каждый параметр оценивается в баллах: 0 баллов – не знает, не умеет; 1 балл – знает, умеет, но делает ошибки; 2 балла – знает, умеет практически безошибочно. По сумме баллов за 9 параметров педагог определяет уровень достижения ребенком ожидаемых результатов, который выражается в следующих показателях. Высокий уровень (14-18 баллов): ребенок имеет представление о риторике. Его речь эмоциональна. Владеет средствами выразительной речи. Знает правила речевого этикета. Правильно расставляет логическое ударение в предложении. Средний уровень (8-13 баллов): речь ребенка слабовыразительна. Дошкольник испытывает затруднения при выборе и применении выразительных средств языка. Допускает ошибки при использовании этикетных форм речи и постановке логического ударения. 16 Низкий уровень (0-7 баллов): ребенок не владеет ораторскими терминами. Не использует правила речевого этикета. Не владеет средствами выразительности речи. Не ставит правильно логическое ударение в предложении. Анализ результатов мониторинга в целом по группе осуществляется по следующим параметрам: показатели, наиболее успешно освоенные детьми; показатели, которые недостаточно освоены детьми; причины недостаточного уровня освоения отдельных показателей; пути решения. 17 3. Организационный раздел 3.1. Материально-техническое обеспечение Для реализации «Риторики для дошкольников» программы требует наличия кабинета. Кабинет должен отвечать всем стандартным санитарно-гигиеническим нормам и требованиям, должен быть обеспечен нормальным освещением и вентиляцией. Также он должен отвечать требованиям техники безопасности. Оборудование для занятий в кабинете: - столы для воспитанников; - стулья для педагога и воспитанников; - дидактические игры, комплекты демонстрационного материала; - наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов, тренировочные диаграммы, иллюстрации, фотографии); - демонстрационные настенные магнитные доски с комплектами шахматных фигур; - настольные шахматы; - шахматные часы; - обучающие видеоуроки по шахматам, мультфильмы, диафильмы; - стимуляторы игр; - диски с русскими народными сказками, логоритмическими занятиями (Е. и С. Железновы), детскими песенками; -библиотека детских сказок и рассказов для детей старшего дошкольного возраста; - альбомы, карандаши, краски, пластилин, тетради; - проектор, акустическая система, принтер. 3.2. Методическое обеспечение Учебная и научная литература, схемы, плакаты, карточки, материал, портреты ораторов. Список литературы: 1. Ельцова О.М. 18 Риторика для дошкольников: программа и методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. С.Пб.; Детство – Пресс, 2009.- 208с. 2. Л.М.Шипицына, О.В.Защиринская, А.П.Воронова, Т.А.НиловаАзбука общения (методика обучения и развития навыков общения у детей дошкольного возраста) С.Пб., Детство – Пресс, 2000. 3. А.Г.Арушанова, Н.В.Дурова, Р.В.Иванкова, Е.С.Рычагова Истоки диалога. 3-5 лет М., Мозаика – Синтез, 2003. 4. Н.В.Клюева, Ю.В.Касаткина Учим детей общению Ярославль, Академия развития, 1996. 5. О.С.Ушакова Придумай слово М., ТЦ СФЕРА, 2010. 6. И.Асташина Развиваем речь и дикцию (логопедические игры и упражнения для детей) М., РИПОЛ КЛАССИК, 2010. 7. И.Н.Курочкина Путешествие в страну хороших манер М., Просвещение, 2007 8. Галина Шалаева Правила поведения и этикет за столом. М.: АСТ: СЛОВО,2010. – 36 с. 9. Ольга Александрова Уроки вежливости для малышей М., ЭКСМО, 2012. 10. Уроки этики или поучительные истории о поступках хороших и поступках плохих. Сост. Дорофеев Ю.Г. - М.: Синтез, 1998. 11. Иванова Н.В. Азбука этикета: 33 правила хорошего тона. – Ростов-на-Дону, «Феникс», 2014. 12. В.И.Петрова, Т.Д.Стульник Этические беседы с детьми 4-7 лет. – М.: Мозаика – Синтез, 2013. – 80 с. 13. Е.А.Алябьева. Дни этики в детском саду: планирование, игры, сказки, стихи. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 160 с. 14. Г.И.Сорокина, И.В.Сафонова, Н.В.Ладыженская. Детская риторика в рисунках, стихах, рассказах. – М.: Просвещение, 1995. 15. Составитель Т.Л.Мирилова. – Воспитание хороших манер. – Волгоград, Издательско-торговый дом «Корифей» 16. М.Р.Львов. – Школа творческого мышления. Учебное пособие по русскому языку для обучения в начальных классах. – М.: Издательство «Дидакт», 1993. 19