МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «СНЕГУРОЧКА» ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА Приказом заведующего _____Н.В. Давидовская от 26.08.2021 № 230 Педагогическим советом от 26.08.2021 протокол №1 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «РАДУГА» Возраст детей: 5– 7 лет Срок реализации программы: 1 год Количество часов в год: 72ч Программу составили: Лазарева Ксения Николаевна –воспитатель Тимершина Гульфина Амировна - воспитатель г. Новый Уренгой Содержание 1. 1.1. 1.1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 1.5. 1.6. 2 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 3 3.1. 3.2. 3.3. Целевой раздел Пояснительная записка Актуальность и направленность программы Нормативно-правовая база Структура и характеристика содержания программы Формы и режим занятий Возрастные особенности детей 5-7 лет Цели и задачи Содержательный раздел Учебный план Календарно – тематическое планирование Планируемые результаты Педагогический мониторинг образовательной деятельности Организационный раздел Материально-техническое обеспечение Методическое обеспечение Литература 3 3 4 5 5 6 7 8 10 25 25 29 30 32 2 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, в условии формирования индивидуального своеобразия личности. В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми применены усвоенные знания, умения. Таким образом, творчество – это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий Данная программа направлена на расширение содержания базового компонента образования, овладение детьми дополнительными знаниями, умениями и навыками. Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, мелкой моторики, внимания, логического мышления и усидчивости. 1.1.1. Актуальность и направленность программы Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Отличием и новизной программы «Радуга» от ООП является то, что в рамках этой программы на кружке у детей гораздо больше возможностей подумать, попробовать разные пути решения поставленной задачи, так как они не ограничиваются образовательной программой и временными рамками. Эти занятия принципиально отличаются от обычных как по форме и содержанию, так и по целям стоящими перед педагогом. Они направлены на интенсивное развитие творческого воображения, фантазии, эстетического восприятия, на обогащение зрительных образов, первых впечатлений о прекрасном, развитие чувствительности к форме, цвету, пространству. Занятия по Программе способствуют развитию абстрактного мышления, произвольного внимания пространственного воображения, памяти и речи Программа рассчитана на старший дошкольный возраст (5-7 лет). Продолжительность по реализации программы дополнительного образования «Радуга» не более 25-30 минут в соответствии с СанПиН 2.4.1.-13. Во второй половине дня 2 раза в неделю. Направленность программы – художественно-эстетическая Уровень освоения программы - ознакомительный 3 Принципы, лежащие в основе программы: Принцип психологической комфортности – обеспечение эмоционального благополучия, создание атмосферы доброжелательности, веры в силы ребёнка, обеспечение индивидуального подхода. Принцип деятельности – новые знания даются не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» их детьми. Принцип минимакса – дифференцирование заданий с учётом индивидуальных особенностей детей, продвижение каждого ребёнка вперёд своим темпом и с постоянным успехом. Принцип творчества – процесс обучения ориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности. Принцип последовательности и постепенности – выполнение работ идёт от простого к сложному, тематика работ подбирается в соответствии с сезоном, календарными праздниками. 1.2. Нормативно-правовая база Нормативно – правовой базой для составления программы послужили следующие документы: Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 №1726-р «Концепция развития дополнительного образования детей»; Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об Утверждении деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями от 30.09.2020). Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных программы)». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; Конвенция ООН о правах ребёнка; Устав МБДОУ «ДС «Снегурочка»; социальный заказ родителей (законных представителей ребенка). 4 1.3. Структура и характеристика содержания программы Образовательная деятельность в рамках рабочей программы «Радуга» рассчитана на один год, предназначена для воспитанников старших и подготовительных групп. Занятия проводятся в специально отведённом кабинете. Продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т.е. для детей старших групп – 25 минут, для детей подготовительных - 30 минут. Организация структурной деятельности. Программа предполагает проведение двух занятий в неделю во второй половине дня, с подгруппой детей состоящей из 10 - 12 человек, продолжительностью 25мин (старшая), 30 мин (подготовительная). Общее количество НОД в год: старшая и подготовительная группа 72 часа. Технологии применяемые в программе обучения: В ходе реализации программы, дети знакомятся со следующими техниками рисования: рисование по мокрой бумаге; рисование мятой бумагой (по мятой бумаге); точечный рисунок; граттаж; кляксография (выдувание трубочкой, рисование от пятна); рисование жесткой кистью (тычок); гуашь акварель акварельные карандаши эбру батик (рисование на одежде) скетчинг ватопись 1.4. Формы и режим занятий Программа рассчитана на 1 года обучения, для детей 5-7 лет. Продолжительность занятия в группах от 5-ти до 6-ти лет 25 минут, от 6-ти до 7-ми лет - 30 минут. Группа, делится на 2 подгруппы, в зависимости от пройденного материала. Каждая новая тема дается на протяжении нескольких занятий, чтобы дети смогли повторить, закрепить, и запомнить материал. Форма проведения занятия. 1. Вступительная беседа (2-3мин). Во время вступительной беседы у ребенка создается творческое настроение, через знакомство с художественными образами, произведениями, музыкой. Предполагается активное участие ребенка в разговоре: он не только, выполняет роль слушателя, но и делится с педагогом своими знаниями и идеями. По мере того, как ребенок овладевает навыками работы с различными материалами, ему предлагается выбор того или иного материала для изображения, созданного им образа. 5 2. Выполнение задания (20-25 мин). 3. Заключительная часть (2-3 мин). Во время заключительной части происходит обсуждение детских работ. Предполагается двусторонний обмен мнениями: детей и педагога. Форма организации детей на занятии. Групповая. Практические занятия, в т.ч. беседы об изобразительном искусстве, художниках, рассматривание художественных альбомов. Выставки работ. Посещение выставок детьми из других групп. Работа с родителями: Привлечение родителей к созданию условий в семье способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений, навыков, полученных детьми на кружке. Проводить просветительскую работу с родителями в форме родительских собраний, консультаций, викторин, наглядной информации, совместные выставки, презентации, анкетирование, индивидуальный подход и беседа с каждым родителем. 1.5. Возрастные особенности детей 5-7 лет Возрастные особенности детей 5-6 лет В старшем возрасте 5 – 6 лет дети обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря, своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Ребенок этого возраста уже хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках (например, может показать два оттенка одного цвета –светло-красный и темно-красный). Дети шестого года жизни, могут рассказать, чем отличаются, геометрические фигуры друг от друга. Для них не составит труда сопоставить между собой по величине. В 5—6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств Возраст 5—6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребёнком активным (продуктивным) воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряет её. Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность. Действия воображения — создание и воплощение замысла — начинают складываться первоначально в игре. Это проявляется в том, что прежде игры рождается её замысел и сюжет. Постепенно дети приобретают способность действовать по предварительному замыслу в конструировании и рисовании. В старшем дошкольном возрасте в процессе восприятия изобразительного искусства дети способны осуществлять выбор того (произведений, персонажей, образов), что им больше нравится, обосновывая его с помощью элементов эстетической оценки. Они откликаются на те произведения искусства, в которых переданы понятные им чувства и отношения, различные эмоциональные состояния людей, животных борьба добра со злом. Творческие проявления становятся более осознанными и направленными (образ, средства выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми). В продуктивной деятельности дети также могут изобразить задуманное (замысел ведет за собой изображение). 6 Возрастные особенности детей 6-7 лет В возрасте 6-7 лет происходит расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов. Ребенок уже целенаправленно, последовательно обследует внешние особенности предметов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс (цвет, форма, величина и др.). К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Сосредоточенность и длительность деятельности ребенка зависит от ее привлекательности для него. Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальней, а с другой – более логичными и последовательными, оно уже не похоже на стихийное фантазирование детей младших возрастов. Несмотря на то что увиденное или услышанное порой преобразуется детьми до неузнаваемости, в конечных продуктах их воображения четче прослеживаются объективные закономерности действительности. Так, например, даже в самых фантастических рисунках дети стараются – передать перспективу, установить причинно- следственные связи. При придумывании сюжета, темы рисунка дети 6-7 лет не только удерживают первоначальный замысел, но могут обдумывать его до начала деятельности. В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, мнемотаблиц, иллюстраций и пр.) и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений. Действия наглядного мышления (например, при прохождении выхода из нарисованного лабиринта) ребенок этого возраста, как правило, совершает уже в уме, не прибегая к практическим предметным действиям даже в случаях затруднений 1.6. Цели и задачи Цель программы: создание благоприятных условий для развития художественных способностей детей оказывает благотворное влияние на развитие социальной, умственной, эмоциональной сфер личности ребенка. Занятия по рисованию позволяют ребенку в увлекательной и игровой форме войти в мир прекрасного, создают условия для творчества, эстетических переживаний, дают ребенку новые знания об окружающем мире. Задачи: Образовательные (обучающие): формировать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства; различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества; узнавать и различать название и назначение материалов - бумага, ткань, скейтчинг, эбру и т.п.; название и назначение ручных инструментов и приспособлений – кисти, маркеры, различные карандаши 7 правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами. Развивающие (личностные): Развивать умения создавать композиции. Развивать наглядно - образное мышление, внимание, память. Развивать сенсорику, мелкую моторику рук, глазомер. Развивать произвольность, усидчивость, целеустремлённость. Воспитательные: Вызывать интерес к художественному труду, творческой деятельности. Воспитывать эстетический вкус, эмоционально-положительное отношение к деятельности и полученному результату. Воспитывать аккуратность при работе с различными материалами. Вызывать интерес к окружающему миру, культурным традициям, воспитывать любовь к природе. 2. Содержательный раздел 2.1. Учебный план Программа направлена на приобщение подрастающего поколения к художественно-эстетическому развитию посредством рисования разными способами и материалами. При реализации содержательной части Программы следует учитывать индивидуальные особенности развития дошкольника и применять разнообразные техники рисования. Ведущими формами организации занятия являются как групповые, так и подгрупповые. Учебный план рассчитан на 1 года обучения. Возраст детей от 5 до 7 лет. Учебный план (5-6 лет) № Количество часов Название разделов тем теория практик Всего а 1 Гуашь 8 8 2 Акварельные карандаши 8 8 3 Работа с тканью 8 8 4 Эбру 8 8 5 Ватопись 8 8 6 Коллажирование 8 8 7 Скетчинг 8 8 8 Квиллинг 8 8 9 Работа с различными материалами 8 8 Итого 72 72 8 Учебный план (6-7 лет) № Количество часов теория практик Всего а 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8 72 72 Название разделов тем 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Экопластика Бросовый материал Папье-маше Тестопластика Ватопись Оригами Работа с тканью Батик Работа с различными материалами Итого Календарный учебный график Программа реализуется с сентября по май, проводится 72 занятия в год, 8 занятий в месяц, 2 раза в неделю. Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апредь Май 8 8 8 8 8 8 8 8 8 всего Месяц 72 9 2.2. Календарно – тематическое планирование Календарно – тематический план для старшего дошкольного возраста (5-6 лет) Сентябрь – гуашь Тема образ. ситуаций «Смородина» пленэр «Листопад» пленэр «Осенний букет» натюрморт «Фруктовая тарелка» «Грибы» (по образцу) «Рыбки» Цели, задачи Материал обучить детей создавать Бумага А4, гуашь, непроливайки, выразительный образ кисти разных размеров. куста смородины, показать варианты гармоничного сочетания разных оттенков. Передавать в картине погодные условия. Развивать наблюдательность. обучить детей Бумага А4, гуашь, непроливайки, передавать цветовую кисти разных размеров. палитру осени. Развивать наблюдательность. Воспитывать интерес к природе. Познакомиться с жанром Бумага А4, гуашь, непроливайки, живописи «Натюрморт». кисти разных размеров. Развивать композиционные умения в передачи образа на бумагу. Воспитывать аккуратность в работе. Продолжать знакомиться Бумага А4, гуашь, непроливайки, с жанром живописи кисти разных размеров. «Натюрморт». Развивать композиционные умения в передачи образа на бумагу. Воспитывать аккуратность в работе. Октябрь: Акварельные карандаши Формировать умения передавать образ природы, располагать предметы на листе бумаги. Развивать образное мышления, передавать внешний вид рыб, развивать фантазию Кол-во занятий 2 2 2 2 Бумага А4, акварельные карандаши, непроливайки, кисти разных размеров. 2 Бумага А4, акварельные карандаши, непроливайки, кисти разных размеров. 2 10 «Цветы для мам и бабушек» «Я рисую мир» Формировать умения передавать цвет композиции, выполнять рисунок с натуры Бумага А4, акварельные карандаши, непроливайки, кисти разных размеров. 2 Развивать фантазию, выполнять рисунок по замыслу Бумага А4, акварельные карандаши, непроливайки, кисти разных размеров. 2 Ноябрь: Работа с тканью «Украшение салфетки» «Цветик - семицветик» «Кошачье семейство» Познакомить детей с видами ткани и их свойствами. Сформировать устойчивый интерес к конструкторской деятельности, совершенствовать умения изготовлять декоративное панно из тканей. Закреплять умение пользоваться ножницами. Совершенствовать изобретательность, творческие способности. Воспитывать аккуратность в работе, умение оценивать свои работы и работы товарищей. Продолжить знакомство со свойствами и видами ткани. Развивать у детей фантазию, творческое воображение; закреплять знание цвета, умение правильно соединять цвет для получения нового оттенка. Закреплять знания видов ткани. Закреплять навыки рисования по ткани. Развивать фантазию и глазомер Салфетки по количеству детей, блюдца для вырезанных деталей украшения из различных по структуре тканей, клей, клеенки, бумажные салфетки. Альбом по ознакомлению с различными видами ткани. 2 Лоскутки ткани, пяльцы, краски по ткани 2 Лоскутки ткани, пяльцы, краски по ткани 2 11 «Шляпка» Закреплять знания видов ткани. Закреплять навыки рисования по ткани. Развивать фантазию и глазомер Лоскутки ткани, пяльцы, краски по ткани 2 Декабрь: ЭБРУ «Волшебные капли» «Вьюга» «Снегопад» «Снежинки» «Заснеженное дерево» Познакомить с техникой Эбру. Формировать навыки работы с красками, продумывать рисунок, развивать фантазию Набор эбру, бумага 1 Рзвивать умения работы с техникой Эбру. Формировать навыки работы с красками, продумывать рисунок, развивать фантазию Набор эбру, бумага 1 Совершенствовать умения работы с техникой Эбру. Формировать навыки работы с красками, продумывать рисунок, развивать фантазию Воспитывать аккуратность в работе Совершенствовать умения работы с техникой Эбру. Формировать навыки работы с красками, продумывать рисунок, развивать фантазию Воспитывать аккуратность в работе Совершенствовать умения работы с техникой Эбру. Формировать навыки работы с красками, продумывать рисунок, развивать фантазию Воспитывать аккуратность в работе Набор эбру, бумага 1 Набор эбру, бумага 1 Набор эбру, бумага 2 12 «Новогодняя елка» Совершенствовать Готовый силуэт елки А3 (А4), умения работы с полоски бумаги белого и зеленого техникой Эбру. цвета разной длинны по 5 шт. для Формировать навыки каждого ребенка. Клей, ножницы. работы с красками, продумывать рисунок, развивать фантазию Воспитывать аккуратность в работе Январь – Ватопись «Символ года» Познакомить детей с Бархатная бумага темных цветов, нетрадиционным вата, готовые образцы для показа. способом изготовления рисунка из ваты. Учить скатывать из ваты жгутики для прорисовки контура, заполнять рисунок цветной ватой при помощи наложения небольшими кусочками ваты. Развивать аккуратность. Воспитывать трудолюбие и усидчивость. «Зимний зайчик» Упражнять в работе с Газета (для создания основы ватой. Учить игрушки). Вата белая, цветная бумага изготавливать игрушку (для вырезания глаз, клей, кисти,) своими руками. Учить бантики для украшения. скатывать шарики из ваты. Развивать воображение. Поддерживать инициативу украшать свою работу. Развивать глазомер, воображение, творческое мышление. Воспитывать бережное отношение к животным. «Снежинки – пушинки» Формировать Бархатная бумага, вата представления об узорах снежинок, передавать образ снежинки с помощью ваты, развивать композиционное построение узора, воспитывать трудолюбие, усидчивость 2 2 2 2 13 «Какая она зима?» «Рыбки» «Подарок для папы» «Жители леса» «Масленицу в гости ждем!» развивать фантазию, Бархатная бумага, вата образное мышление, умение подбирать объекты для замысла, закреплять умение рисовать Февраль: коллажирование 2 Познакомить детей с Листы картона белого или голубого техникой цвета, ракушки, цветной пластилин, коллажирования. арбузные семечки, пустые Совершенствовать пластиковые ячейки, черный перец творческие способности, горошек -. (для глаз рыб) стимулировать мышление и фантазию в поиске нестандартных решений. Развивать конструкторские навыки, мелкую моторику, воображение и фантазию. Упражнять в работе с Цветной картон для фона. различным материалом. Альбомный лист, фломастеры, Учить самостоятельно бросовый материал, пластилин, изготавливать рамки для пайетки, клей, кисти. фотографий. Продолжить знакомить с жанром живописи «Портрет». Развивать фантазию дополняя подходящими по смыслу деталями. обучить вырезать Вырезки из журналов, книжки – предметы по контуру, раскраски, ножницы, клей, клеенки, распределять и кисточки, ватман- А3, Восковые наклеивать готовые мелки, краски, кисточки, цветные формы на лист картона в карандаши. правильной последовательности. Продолжать учить работать в коллективе. Закрепления материала: Складывание бумаги «Гармошка»; геометрические формы, вырезание геометрических фигур по полоски и просто контору. обрезки цветной бумаги (лучше двусторонней), основа для общей композиции. Март: скейтчинг 2 2 2 2 14 «Полосатый и усатый» Познакомить с техникой скейтчинг. Продолжать учить работать с различными видами бумаги. Бумага для скейтчинга, маркеры 1 «Веточка мимозы» Продолжать развивать умения рисовать в технике скейтчинг. Создавать композицию, развивать чувство цвета Бумага для скейтчинга, маркеры 2 Продолжать развивать Бумага для скейтчинга, маркеры умения рисовать в технике скейтчинг. Создавать композицию, развивать чувство цвета Продолжать развивать Бумага для скейтчинга, маркеры умения рисовать в технике скейтчинг. Создавать композицию, развивать чувство цвета Развивать воображение, эстетическое восприятие. Апрель: квиллинг 2 «Знакомство с техникой» Рассказать детям об Бумага для квиллинга, линейка, основных правилах простой карандаш, ножницы работы с бумагой, правилах разметки листа. Рассказ о приборах и инструментах, используемых при работе. обучить детей с помощью линейки отмерять четкие длинные полоски одинаковой длины и ширины; совершенствовать навыки вырезания; 1 «Капля, треугольник, долька» обучить детей правильно накрутить рол, рассказать о технологии изготовления форм “капля”,“треугольник”, “долька”. 1 «Веточка яблони» «Райские птички» Бумага для квиллинга, линейка, простой карандаш, ножницы, палочки для работы. Готовые образцы 3 15 «Цветочная фантазия» Совершенствовать Бумага для квиллинга, линейка, умения накручивать простой карандаш, ножницы, палочки формы: капля, для работы, картон. Готовые образцы треугольник, долька. Учить составлять из них композицию. Развивать творческое воображение; воспитывать желание испытывать удовольствие от конечного результата своей деятельности. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца. 1 « Квадрат, прямоугольник, спирали, завитки» обучить детей правильно накрутить рол, рассказать о технологии изготовления форм “квадрат”, “прямоугольник”, «завиток». Развивать глазомер, фантазию, творческие способности, аккуратность. Воспитывать желание доводить начатое до конца. Бумага для квиллинга, линейка, простой карандаш, ножницы, палочки для работы. Готовые образцы 1 Бумага для квиллинга, линейка, простой карандаш, ножницы, палочки для работы. Готовые образцы 2 «Тропические попугаи» Познакомить с Бумага для квиллинга, линейка, технологией простой карандаш, ножницы, палочки изготовления поделки для работы, картон. Готовые образцы «Зеленый попугай». Рассказать какие базовые формы используются. Май: работа с различными материалами 2 «Гвоздика неизвестному солдату» Закреплять умения работы в технике. бумагопластика. Развива ть чувство патриотизма, уважение к Родине. 1 «Бабочка» Цветная бумаза, клей ножницы. 16 «Насекомые» (бабочка, стрекоза, божья коровка) «Волшебная бумага» (итоговая работа) «Ковер-самолет» «Дом на нашей улице» «Добрый и пушистый» «Лесовечок» Полоски бумаги разных цветов, полоски для квиллинга разных цветов, зубочистки (острые концы предварительно обрезаны), клей ПВА, ножницы, кисти, клеенки. Выбор материала и технологии предоставляются детям Продолжать учить работать с различными видами бумаги. Продолжать обучать работать с различными видами бумаги. 1 Продолжать учить работать с различными видами бумаги. 1 Закреплять знания о свойствами и видами ткани. Развивать у детей фантазию, творческое воображение; закреплять знание цвета, умение правильно подобрать цвет, точно по линии вырезать ножницами; закреплять навыки составления целого из частей; подводить к эмоциональной оценке готовых работ. Продолжать развивать фантазию при помощи бросового материала. Учить детей работать с коробками из - под туалетной воды, цветной бумаги, клея. моторику, воспитывать интерес к занятию. Закреплять умения работать в технике ватопись. Самостоятельно на носить рисунок путем отрывания и наложения ваты на бархатную бумагу Развивать фантазию в работе природным материалом. Создавать образ лесного жителя. Лоскутки ткани разных цветов, клей карандаш, ножницы, цветной картон (квадрат). Паетки (для украшения), атласные ленты 1 Коробочки от косметики, цветная бумага клей ножницы 1 Бархатная бумага, изображения котов для примера, вата. 1 Желуди, зубочистки, пластилин, сухие лисья 1 17 «Картина для дома» Закреплять умения детей Тыквенные семечки, картон, клей, создавать композицию. семена подсолнуха, сухая мята, зерна Развивать эстетический кофе. вкус и навыки работы с природными материалами в сочетании с рисованием. 1 Календарно – тематический план для старшего дошкольного возраста (6-7 лет) Сентябрь: экопластика «Осенние картины» Формировать умения создавать сюжетные композиции из природного материала – засушенных листьев, лепестков, семян; развивать чувство цвета и композиции. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе, вызвать желание сохранять ее красоту. Различные по форме и окраске листья разных деревьев, кустарников, лепестки цветов, семена арбуза, подсолнечника; цветной картон или бархатная бумага для основы, клей, кисти, салфетки. 2 «Золотые подсолнухи» обучать детей создавать красивый образ подсолнуха из разных материалов. Продолжать формировать аппликативные умения в приложении к творческой задаче. Развивать чувство ритма и композиции. Воспитывать художественный вкус. Круги из цветной бумаги желтого или оранжевого цвета (диаметр 12 -15 см); листья рябины; спелые семена арбуза, цветной картон (для фона); клей, кисти салфетки. 2 «Сказка в гости к нам пришла» обучать детей создавать выразительный образ сказочного героя, дополнять работу полной композицией природного материала. Показать варианты гармоничного сочетания различных Сухие листья, желуди, камушки, плоды каштана, шишки ели, сухие ветки 2 18 художественных материалов. «Листопад-листопад, листья кружатся летят » Формировать у детей умения создавать на бархатной бумаге сюжетные композиции из природного материала. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе. Выразить желание сохранять ее красоту в картинах и композициях из природного материала. Листья деревьев и кустарников, лепестки цветков, бархатная бумага, семечки подсолнечника, тыквы. 1 «Лебединный танец» Продолжать обучать создавать композиции из природного материала. Развивать эстетический вкус и аккуратность Шишки, пух, пластилин,картон, ракушки, фасоль 1 Октябрь: бросовый материал «Волшебные цветы» Формировать умения создавать красивый образ цветов из разных материалов. Познакомить с художественной техникой «коллаж». Продолжать формировать аппликативные умения, развивать чувство ритма и композиции. Воспитывать художественный вкус. Круги цветной бумаги желтого и оранжевого цвета (диаметр 12 -15см); листья рябины, семена арбуза, цветная бумага или цветной картон для фона, клей ПВА, кисти, салфетки. 2 «Витаминам каждый рад» обучить детей видеть образ в природном материале, использовать для закрепления частей пластилин, делать поделки аккуратными и устойчивыми. Природные материалы, пластелин. 2 «Ваза для цветов» Развивать умения у детей украшать баночки из под йогуртов, показать зависимость узора от формы и размера изделия. Развивать мелкую моторику. Воспитывать аккуратность в работе. Баночки из под йогурта, макароны, фасоль, скорлупа от орехов или яиц, пластилин. 2 «Цветов букет я Развивать умения у детей делать несложные Лоток из под яиц (вырезанные 2 19 смастерю» композиции из природного материала, развивать моторику рук, воображение. Воспитывать любовь к ближним. ячейки), пластилин; проволока (заранее обмотанная зеленой пряжей): пластилин, гуашь. Ноябрь: папье -маше «Рамка для зеркал» Познакомить с техникой папье-маше путем наслойного накладывания кусочков бумаги. Пластиковая рамка, газеты, кисти, клей. Гуашь для расписи высохшего изделия 2 . «Блюдо» Продолжать формировать навыки аккуратного наклеивания обрывок из бумаги слой за слоем без складок. Познакомить с одним из видов папье-маше: бумажная масса Блюдо, газета, клей, кисти. Гуашь для росписи готового изделия 2 Пустые яйца, клей, газета, вода. Гуашь 2 обучить изготавливать основу из пластилина для папье-маше. Закреплять умения наклеивать слой за слоем бумагу без складок Платилин, газета, клей, кисти 2 «Кроличья семейка» «Театральный маскарад» Декабрь: тестопластика «Снеговик» Познакомить с техникой тестопластика. Развивать воображение. Воспитывать любовь к труду. Готовое соленое тесто, плотный картон, тычки. Гуашь 2 «Прянички» Развивать навыки работы с тестом путем раскатки. Воспитывать любовь к труду и аккуратность Готовое соленое тесто,тычки. Гуашь 2 «Елочные украшения» Продолжать развивать навыки работы с соленным тестом, равномерно раскатывать тесто. Развивать творческие способности. Воспитывать эстетическое воображение. Соленное тесто, формы для выпечки, доска, скалка, гуашь 4 Январь: ватопись 20 «Вышел ежик из тумана» Обучить детей приемам работы с ватой нанося мелкими частями будто прорисовывая. Развивать аккуратность и усидчивость. Бархатная бумага, вата 2 «Деревенский мотив» Совершенствовать навыки работа с ватой. Развивать аккуратность в нанесении рисунка. Воспитывать усидчивость Бархатная бумага, вата 2 «Дерево в снегу». Закреплять навыки работа с ватой. Развивать аккуратность в нанесении рисунка. Воспитывать усидчивость Бархатная бумага, вата 2 Февраль: оригами «Дом» Познакомить детей с новым видом искусства «оригами». Познакомить с условными знаками и основными приёмами складывания бумаги. обучить детей складывать прямоугольный лист бумаги по диагонали, отрезать лишнюю часть, получая квадрат. Используя базовую форму «книжечка», Бумага для оригами, ножницы 1 «Петушок, щенок, котенок» Формировать умения складывать квадратный лист бумаги по диагонали, находить острый угол, делать складку «молния». Перегибать треугольник пополам, опускать острые углы вниз. Бумага для оригами, ножницы 1 «Конфетка» Обучать детей складывать квадратный лист бумаги новым способом. Соединять детали в единое целое. Бумага для оригами, ножницы 1 «Воздушный змей» Используя новую базовую Бумага для форму, обучать детей оригами, ножницы изготавливать детали моделей гусей, соединять их в определённой последовательности, используя аппликацию, 1 21 создавать коллективную композицию. «Дверь» Познакомить детей с новой базовой формой «дверь». обучать находить углы на листе бумаги, перегибать верхние углы, подклеивать готовые детали друг к другу в серединке. Бумага для оригами, клей ножницы 1 «Луговые цветы» обучать детей делать Бумага для заготовки, используя оригами, клей, разные базовые формы, ножницы соединять детали, вставляя бутон в чашечку; соединив два бутона, получать модель распустившегося цветка, создавать общую композицию. 1 «Золотые рыбки» Учить складывать бумагу, используя разные базовые формы, объединяясь в пары создавать морскую композицию. Бумага для оригами, клей, ножницы 1 «Георгины, ирисы » Развивать навык у детей складывать знакомые базовые формы, следуя словесному указанию воспитателя, делать заготовки для цветов, соединять детали между собой, создавая цветочную композицию. Бумага для оригами, клей, ножницы 1 Март: работа с тканью «Разные, разные ткани» Познакомить детей с различными видами ткани. обучать выполнять аппликации из ткани, подбирая нужную фактуру и цвет. Показать детям способ создания бахромы. Развивать фантазию и эстетический вкус. Лоскутки ткани разной фактуры и цвета. Клей, ножницы, картон. 2 «Овечка» Продолжать обучать детей создавать картины из ткани. Показать Картон, клей, ножницы, вата, 2 22 возможность сочетания разных материалов. Развивать фантазию. Воспитывать аккуратность в работе. лоскутки ткани «Котёнок с клубком» Продолжать развивать Аппликация из умения выклеивать силуэт ниток из ткани в сочетании с другими материалами. 2 «На лугу» Продолжать создавать композиции из лоскутков ткани. Дополнять изделья разными деталями. Развивать творческие способности. 2 Картон, лоскутки ткани, пуговицы, пряжа, вата Апрель: батик «Цветы на лугу» Познакомить детей с техникой «Батик». обучить создавать рисунок методом «узелок». Развивать творческое мышления и любовь к искусству Ткань, резинки, краска для батика. Кисти для прорисовывания мелких деталей после высыхания 2 «Бабочка» Продолжать знакомство с «Батиком» научить детей использовать метод «холодный батик». Краски по ткани, контуры, лоскуток ткани, пяльцы, простой карандаш 1 «Веточка вербы» Продолжать знакомство с «Батиком» закреплять навыки детей в использование метода «холодный батик». Краски по ткани, контуры, лоскуток ткани, пяльцы, простой карандаш 1 «Подснежники на проталине» Знакомство с методом свободной росписи, развивать творческие способности, воспитывать любовь к труду. Продолжать формировать умения переносить свой рисунок с бумаги на ткань Краски по ткани, контуры, лоскуток ткани, пяльцы, простой карандаш, лист бумаги цветные карандаши (для наброска) 2 «Фантазия» Продолжать совершенствовать приобретённые навыки рисования по ткани. Самостоятельно выбирать рисунок, наносить на Краски по ткани, контуры, лоскуток ткани, пяльцы, простой карандаш, лист бумаги цветные карандаши 2 23 ткань (для наброска) Май: работа с различными материалами «Ромашкино» Закреплять умения наклеивать семена тыквы на готовое изображение. Развивать чувство композиции, воображение, творчество. Семена тыквы, картон, клей кисти 2 «Красивое платье» обучать выполнять аппликацию из ткани, правильно располагать элементы украшения. Развивать творческую фантазию. Лоскутки ткани, клей, пайетки, пуговицы, картон 2 «В весеннем лесу» Показать, как можно изготовить деревья с кронами различной формы, используя основные элементы складывания (загнуть край листа к середине, определив ее путем сгибания квадрата по диагонали, загнуть углы квадрата к центру) и базовую форму «дверь» (ствол) Бумага для оригами, клей ножницы 2 «Жар-птица» Складывание утки с небольшими изменениями. Превращение утки в жарптицу, приклеив красивые перышки, изготовленные из 4 разноцветных квадратов, используя хорошо знакомую базовую форму. Бумага для оригами, клей ножницы 2 24 2.3 Планируемые результаты: Дети должны знать: цветовую гамму красок (теплые и холодные цвета), понятие композиция листа, понятие симметрии, свойства красок и графических материалов. Должны уметь: смешивать цвета на палитре, правильно использовать художественные материалы в соответствии со своим замыслом. Дети старших групп выполняют более сложные работы. Именно на этом этапе проявляется творческая активность обучаемых на занятиях, способность мыслить, сочинять, фантазировать, создавать необычайные затейливые картины. Дети должны знать: контрасты цвета, гармонию цвета, азы композиции, пропорции плоскостных и объемных предметов. Должны уметь: выбирать формат и расположение листа, соблюдать последовательность в работе (от общего к частному), работать с натуры, доводить работу до конца, использовать различные техники и материалы. Проявляется неповторимая индивидуальность каждого ребенка. В результате занятий у дошкольников должен сформироваться устойчивый интерес к изобразительной деятельности, как форме коллективной художественной деятельности и потребность в этой деятельности. Ожидаемые результаты освоения курса программы (5-7 лет) Дошкольник должен знать 1. Названия изобразительных материалов: гуашь, акварель, тушь, уголь, восковые мелки, карандаши; 2. Жанровую живопись (натюрморт, пейзаж, портрет) 3. Традиционные и нетрадиционные способы рисования. Дошкольник должен уметь 1. Смешивать краски и получать новые цвета; 2. Располагать рисунок на листе. 3. Уметь рисовать разными способами. Чтобы выявить способности детей, в начале учебного года проводится индивидуальный мониторинг, по результатам которой можно судить о возможностях каждого ребенка и проводить групповую и индивидуальную работу с детьми. 2.4. Педагогический мониторинг образовательной деятельности Педагогический мониторинг: отслеживает качества педагогического процесса, реализуемого программой. Цель педагогического мониторинга по нетрадиционному рисованию: выявить уровень художественного развития детей в художественно-творческой образовательной деятельности и возможности интеграции видов нетрадиционного рисования в ситуации свободного выбора ребенком вида, техники, материалов, замысла, способов изображения. Общий характер педагогического мониторинга: естественно – педагогический. 25 Структура мониторинга включает в себя следующие этапы: 1. Определения объекта мониторинга, установление стандарта (эталона, норматива) и операционализация мониторинга (определение критериев, показателей и индикаторов). 2. Сбор информации об объекте мониторинга посредством наблюдения за объектом и условиями его функционирования с применением комплекса методов диагностики. 3. Обработка и анализ полученной, а также уже имеющейся информации из существующих источников. 4. Интерпретация и комплексная оценка объекта на основе полученной информации и прогноз развития. 5. Принятие решения об изменении деятельности. Принципы проведения мониторинга: 1. Педагогическая диагностика нацелена на помощь ребенку в педагогическом процессе. Результаты диагностики рассматриваются как конфиденциальная информация, их не стоит полностью сообщать даже родителям. Результаты нужны педагогу, чтобы правильно построить образовательную работу, понять, чем и как можно помогать детям. 2. Педагогическая диагностика осуществляется в привычной для ребенка обстановке: в помещении изостудии, в уголке детского творчества. 3. При проведении наблюдения происходит сравнение проявлений конкретного ребенка и идеальной нормы развития. Это сравнение помогает педагогу понять, в чем могут проявляться проблемы ребенка, какие достижения для него конкретны. 4. Представление педагога о развитии ребенка складывается из множества частных оценок. Поэтому наблюдение проводиться не менее двух недель. Ф. И. ребенка; Интеллектуально-эстетическое развития ребенка; Знание видов рисования; Уровень творческих способностей; Овладение техническими навыками рисования; Передача настроения в рисунке; Общий уровень. Этапы контроля: Входной контроль – проводится при наборе или начальном этапе формирования коллектива – изучения отношения ребенка в выбранной деятельности, его способности и достижения в этой области, личностные качества ребенка. Текущий контроль – проводится в течение года, возможна на каждом занятии Промежуточный контроль – проводится по окончании изучения темы, в конце полугодия, года изучение динамики освоения предметного содержания ребенком личностного развития , взаимоотношений в коллективе Итоговый контроль – проводится в конце обучения по программе – проверка освоения программы, учет изменений качеств личности каждого ребенка. 26 Диагностическая карта уровня развития детей по освоению программы Показатели оцениваются с помощью баллов: 0 - несоответствие показателю (низкий). 1 – частичное соответствие показателю (средний). 2 – достаточно полное соответствие показателю (высокий). Шкала уровней: 0-3-низкий уровень. (49-10%) 4-12-средний уровень. (79-50%) 13-18-высокий уровень. (80-100%) 1. Интеллектуально – эстетическое развитие. • Несоответствие показателю (низкий уровень) – ребенок проявляет интерес и желание знакомиться со всеми направленности и особенностями рисования, замечает общие видовые и характерные признаки рисования, их особенности. При активном побуждении взрослого может общаться по поводу воспринятого. Жанры и средства выразительности искусства рисования выделять с помощью взрослого. • Частичное соответствие показателю (средний уровень) – ребенок проявляет интерес и потребность в общении с произведениями искусства рисования. Самостоятельно различает их особенности и виды. Имеет представление о творчестве труде художников, иллюстраторов, мастеров народного творчества, графиков и т. д., может назвать имена некоторых из них. • Достаточно полное соответствие показателю (высокий уровень) – ребенок проявляет постоянный интерес, потребность общаться с произведениями искусства в окружающей действительности, знает особенности рисования, их эстетическую направленность, испытывает удовольствие и радость от встречи с ним, соотносит образы рисования с образами других видов искусств. 2. Знание вида рисования. • Несоответствие показателю (низкий уровень) – ребенок проявляет интерес и желание общаться с произведениями искусства рисования. Замечает общие видовые и характерные признаки этого искусства, но виды и особенности их выделяет. Из 20 видов искусства называет 8-10. • Частичное соответствие показателю (средний уровень) – ребенок проявляет интерес и потребность в общении с видами рисования, различает их и называет по виду и средству его выразительности. Замечает общие видовые и характерные признаки этого искусства, виды и особенности выделяет частично. Из 20 искусства называет 10-15. • Достаточно полное соответствие показателю (высокий уровень) – ребенок самостоятельно различает и называет виды рисования, средства выразительности. Знает особенности творчества людей, создающих эти произведения, их индивидуальную манеру исполнения. Сопоставляет и называет в разных видах рисования внутреннее сходство, различие по материалу, используемому при создании картины, настроению. 3. Уровень творческих способностей (РТВ). • Несоответствие показателю (низкий уровень) – ребенок не принял задание, создал спонтанно вне фигуры или предмета еще одно изображение. В работе творчества не проявляет. 27 • Частичное соответствие показателю (средний уровень) – ребенок создал при помощи рисования сюжетно-спонтанное изображение картинки на бумаге, обведя её по контуру, либо изобразил предмет, не дополнив его деталями, сюжетного рисунка не наблюдается. • Достаточное полное соответствие показателю (высокий уровень) – (Композиция») – ребенок активно проявляет творчество, создает необычный, оригинальный рисунок, используя все приемы и способы рисования с помощью разнообразных материалов. Наблюдается композиционный сюжет с разными персонажами. 4. Овладение техническими навыками рисования. • Несоответствие показателю (низкий уровень) – изобразительный материал, используемый для рисования, держит неуверенно, зажим пальцев либо слабый, либо сильно зажимает материал в руке во время работы. Изображения получаются однообразными, нечеткими, невыразительными и непропорциональными. • Частичное соответствие показателю (средний уровень) – изобразительным материалом для рисования владеет правильно, но иногда неуверенно, в результате чего получаются не совсем четкие изображения. • Достаточно полное соответствие показателю (высокий уровень) – пользуется изобразительным материалом правильно и уверенно. Изображение получаются четкое, интересное. Технические навыки рисования четко сформированы. 5. Передача настроения в рисунке. • Несоответствие показателю (низкий уровень) – ребенок не принял задание, настроение в рисунке передать не смог. • Частичное соответствие показателю (средний уровень) – частично передал настроение в рисунке и описывает его. • Достаточно полное соответствие показателю (высокий уровень) – ребенок творчески работает над созданием рисунка, использует разнообразные приемы и техники рисования в процессе работы, с интересом описывает настроение готовой картины. Методика проведения педагогической диагностики Оборудуется место для индивидуальных занятий с детьми. На столе свободно размещаются разные художественные материалы и инструменты для свободного выбора их детьми в ходе диагностики: краски, кисти, поролон, щетка, нитки, акриловые краски, салфетки, разнофактурная бумага, бумага разных размеров и др. Дети приглашаются индивидуально (или парами) рассматривают материалы и инструменты. В непринужденной игровой форме педагог предлагает ребенку назвать все, что он видит (при этом фиксируется общая ориентировка ребенка в художественных материалах, и выбрать каким материалом он хотел бы заниматься, что бы хотел создать. Педагог предлагает также выбрать материалы для реализации своего замысла. По ходу диагностики фиксируются: выбор ребенка, внешнее проявления его реакция на ситуацию, последовательность развития замысла, сочетание видов деятельности, комментарии по ходу действий, игровое и речевое развитие художественного образа. 28 3.1 Материально-техническое обеспечение Организуя занятия по рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности. Работа кружка «Радуга» позволяет систематически и последовательно решать задачи развития художественно-творческих способностей. На занятиях используется музыкальное сопровождение, что способствует созданию ребенком выразительного художественного образа. Условия реализации программы Программа может быть успешно реализована при наличии следующих материалов и оборудования: акварельные краски, гуашь; простые карандаши, ластик; печатки из различных материалов; наборы разнофактурной бумаги; восковые и масляные мелки, свеча; ватные палочки; поролоновые печатки, губки; коктельные трубочки; палочки или старые стержни для процарапывания; матерчатые салфетки; стаканы для воды; подставки под кисти; кисти. место для выставки детских работ парта детская-10 шт, стул детский -10 шт демонстрационная доска, дидактический материал в соответствии с темами занятий различные игрушки наглядный и раздаточный материал, в соответствии с темой занятия ватман скетчинг наборы для рисования техникой эбру фломастеры акриловые краски краски по ткани 29 3.2. Методическое обеспечение Программа обеспечена разнообразными видами методической продукции. Это, прежде всего, разработки игр адаптированных для детей старшего возраста. Это и ситуативные импровизационные игры, возникающие прямо по ходу отдельных занятий, и заранее спланированные педагогом игры и игровые ситуации. Для активизации детей используются разработанные автором задания-игры на развитие фантазии и воображения. Программой предусмотрено методическое обоснование процесса организации образовательной деятельности и форм проведения занятий. В частности, автором предложена методика структурирования занятий по ИЗО. После изложения теоретических сведений педагог вместе с детьми переходит к практической деятельности. Метод непосредственного показа очень важен, т.к. учит детей технике обращения с различными художественными материалами (акварель, гуашь, пастель, тушь, восковые мелки и др.). Педагог демонстрирует, как нужно работать с разными инструментами (кисть, карандаш, перо, палитра и др.). При этом используется для показа учебная доска или лист бумаги, прикрепленный на мольберт. Таким образом, педагог раскрывает творческие возможности работы над определённым заданием. Дети после объяснения приступают к работе. Практическая деятельность обучающихся строится от простого к сложному, от учебных упражнений до построения композиции. В конце занятия для закрепления полученных знаний и умений уместно провести анализ выполненной работы и разбор типичных ошибок. После подведения итогов занятия педагог может дать рекомендации детям в виде домашнего задания. Чтобы дети не уставали, а полученные результаты радовали и вызывали ощущение успеха, задания должны быть зрительно эффектными. В этих целях программа обеспечена специальным набором игровых приёмов. На первых занятиях особенно важно похвалить каждого ребёнка за выполненную работу, внушить уверенность в себе, воодушевить на продолжение обучения. Перед началом занятий, а также когда дети устают, полезно проводить игровую разминку для кистей рук. Игровая гимнастика в виде упражнений (рисунок в воздухе) помогает ребёнку быстрее освоить основы изобразительного творчества. Чтобы дети быстро не утомлялись и не теряли интерес к предмету, полезно вводить смену видов деятельности и чередование технических приёмов с игровыми заданиями. Например, любой акварельный «подмалевок» может послужить фоном для следующих заданий, где могут быть использованы трафарет, аппликация, дорисовка тушью, пастелью, мелками и др. Нередко игровая смена различных приёмов и техник оказывается настолько удачной, что из рисунка-«золушки» рождается сказочной красоты «шедевр». Удачи окрыляют даже самых неуверенных детей, пробуждают желание экспериментировать, творить, дать своей фантазии «космическую» свободу. 30 В условиях предвкушения удачи образовательный процесс будет проходить легко, вызывая активный интерес каждого подростка, независимо от его способностей, что приведет к желаемому результату. Ведь художественное образование не должно ориентироваться только на наиболее способных к изобразительной деятельности детей. 2. Дидактические материалы Дидактические материалы (таблицы, наглядные пособия, демонстрационные карточки, образцы выполненных заданий и др.) используются на каждом занятии, кроме занятий по развитию фантазии, воображения и проверочных занятий. Детям предоставляется возможность углубить и расширить знания в процессе познания мира животных, птиц, человека, пейзажа и т.д. Программа даёт возможность ребятам приобщиться к достижениям культуры через беседы, просмотр видеофильмов, слайдов, репродукций, а также походов на выставки, музеи и выставки собственных работ. У детей формируется умение сориентироваться в жизни, достигается постоянное приобретение умений и навыков в любимом деле, профориентация на будущее, а главное - становление характера, развитие нравственно-эстетических качеств в процессе занятием искусством. Преемственность и согласованность данной программы позволяет расширить кругозор детей, воспитать в них хороший вкус, привить детям навыки и умения, которые будут способствовать успешному приобретению школьных знаний. На занятиях присутствует сотворчество педагога и детей, объединенное общим содержанием, поддерживается интерес к совместным действиям, используется художественное слово ( потешки, загадки и стихи). Все это вызывает у детей эмоциональный отклик и создает радостное настроение. Дети становятся духовно богаче, задумываются о смысле жизни, становятся быть добрыми и учатся сострадать. От искусства человек прозревает. Это есть то главное, чему учит кружок по изобразительному искусству «Радуга». 31 3.3 Литература 1. Бревнова В.Ю. Художественный труд рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2011. в детском саду. Методические 2. Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами. М.: Педагогическое общество России, 2002г 3. Н.Волкова, Разноцветный пластилин. Оригинальные поделки для веселого творчества «ЭКСМО» 2011 4. Л.Я. Гальперштейн, О.Н. Шолодовникова. Книга увлекательных занятий, М., «РОСМЭН», 2007 5. Давыдова Г.Н. Детский дизайн. Пластилинография. М.: «Скрипторий 2003», 2008г 6. Давыдова Г.Н. Пластилинография. «Скрипторий 2003», 2008г Анималистическая живопись. М.: 7. Давыдова Г.Н. Пластилинография – М.: «Скрипторий 2003», 2008г 8. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду/ Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. Спб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2003г 9. Золотарева А.В., Терещук М.Н. Практические рекомендации по организации дополнительного образования в ДОУ. М.: «АРКТИ», 2008г 10. Куцакова Л.В. творим и мастерим. Ручной труд в деском саду и дома. Пособие для педагогов и родителей. Для занятий с детьми 4 - 7 лет. – М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2010г. 11. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Экопластика. Аранжировки и скульптуры из природного материала. М.: «КАРАПУЗ», 2008г 12. Н.В. Маслова , Лепим из соленого теста, «Астрель», 2008г 13. И.В. Новикова Объемная аппликация в детском саду., М., «Академия развития», 2011 14. Парциальная программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» раздел «Ручной труд» (И.А. Лыкова, Москва, 2007 г.). 15. Т.Прошнякова, «Забавные фигурки. Модульное оригами, М., «АСТ – ПРЕСС», 2011 32 16. Соколова С.В. Оригами для старших дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ. Спб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2007г 17. Черкасова И.А., Руснак В.Ю., Бутова М.В. От салфеток до квиллинга. Нетрадиционные техники работы с бумагой. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2013г. 18. Хофман К. Фигурки из бумаги. Поделки из бумажных гармошек. М.: Издательство Арт – родник, 2012г. 19. Лыкова, И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. (Образовательная область «Художественно –эстетическое развитие») : учебно – методическое пособие. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2014. – 152 с., перераб и доп. 20. Зайцев, В. Б. Поделки из природных материалов / В. Б. Зайцев. – М. : РИПОЛ классик, 2012. – 16 с. : ил. – (Детское творчество). 33