Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Снегурочка» «Принято» Педагогическим советом протокол № 1 от 26.08.2021г. «Утверждено» заведующий МБДОУ «ДС «Снегурочка» ______________ Н.В. Давидовская № 230 от 26.08.2021г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Художественно-эстетической направленности Кружок «Мир танца» Руководитель: Сайфитдинова Лилия Амировна 1 1. 1.1. 1.1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 1.5. 1.6. 2 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 3 3.1. 3.2. 3.3. Содержание Целевой раздел Пояснительная записка Актуальность и направленность программы Нормативно-правовая база Структура и характеристика содержания программы Формы и режим занятий Возрастные особенности детей 5-7 лет Цели и задачи Содержательный раздел Учебный план Календарно – тематическое планирование Планируемые результаты Педагогический мониторинг образовательной деятельности Организационный раздел Материально-техническое обеспечение Методическое обеспечение Литература 2 3 4 4 5 5 6 7 7 8 9 9 11 11 12 1.Целевой раздел. 1.1. Пояснительная записка В духовной культуре человечества хореографическое искусство занимает своё особое значимое место. Являясь одним из самых древних видов искусства, появившись с рождением человечества, танец всегда неразрывно связан с жизнью. Уже в наскальных рисунках, созданных несколько тысячелетий тому назад, встречаются изображения пляшущих людей. «Танец возник тогда, когда искусство, выраженное в движении и жесте подчинилось ритму и музыке». Танцы первобытных людей сменили сценические танцы древних греков и римлян, затем «хороводы», «бранли», появились первые балеты. Изменялось общество - изменялось и танцевальное искусство. XXI век принёс с собой новую, более сложную технику, новые специальности, и новое отношение к хореографическому искусству. Танец стал больше, чем красивое зрелищное представление. На данном этапе развития танец раскрывает духовнонравственный потенциал человека, его способность ценить красоту, совершенство мира природы и гармонично взаимодействовать с ним. «В танце есть элемент и легенды и жизни, танец есть мост, перекинутый из нашей обыденной жизни к воздушным замкам свободного творчества. И, именно, потому что в танце есть нечто от искусства, и нечто от жизни, в нём должна раскрываться та таинственная связь, которая сковывает творчество жизни со свободным творчеством...» Танец пронизывает самые разнообразные области культуры и искусства. Танец искусство - многогранное, объединяющее искусство действия с музыкой, художественными образами, произведениями литературы. Содержание программы разработано в соответствии с требованиями программ ФГОС, что делает возможным выстроить индивидуальный маршрут развития каждого обучающегося, который будет пронизывать самые разнообразные образовательные области. По данной программе могут заниматься дети с разным уровнем хореографической подготовки и дети с физическими недостатками. Все занятия программы и досуговые мероприятия составлены самостоятельно с учётом специализации программы по хореографии. Каждая эпоха требует активной целенаправленной работы с подрастающим поколением, требует новые формы и методы воспитания и обучения, такие которые отвечают настоящему времени. Воспитание личности, способной действовать универсально, владеющей культурой социального самоопределения, обладающих самостоятельностью при выборе видов деятельности и умеющих выразить свой замысел в творческой деятельности. Новизна программы Новизна настоящей программы заключается в том, что в ней интегрированы такие направления, как ритмика, хореография, музыка, пластика, сценическое движение и даются детям в игровой форме и адаптированы для дошкольников. Ее отличительными особенностями является: - активное использование игровой 3 деятельности для организации творческого процесса – значительная часть практических занятий. Педагогическая целесообразность программы заключается в поиске новых импровизационных и игровых форм. Учитывая требования современного дополнительного образования, была создана образовательная программа танцевального кружка «Мир танца» 1.1.1. Актуальность программы: Хореография, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, формирует его художественное «я» как составную часть орудия общества. Танец органично сочетает в себе различные виды искусства, в частности, музыку, песню, элементы театрального искусства, фольклор. Он воздействует на нравственный, эстетический, духовный мир людей различного возраста. Что же касается непосредственно детей, то танец, без преувеличения, развивает ребенка всесторонне. В настоящее время со стороны родителей и детей растет спрос на образовательные услуги в области хореографии. Очень часто дети начинают заниматься хореографией уже в дошкольном возрасте, так как родители справедливо считают, что ребенок, который умеет танцевать, развивается быстрее и гармоничнее своих сверстников. 1.2. Нормативно правовая база Нормативно – правовой базой для составления программы послужили следующие документы: Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Концепция развития дополнительного образования детей»; Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об Утверждении деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями от 30.09.2020). Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных программы)». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; Конвенция ООН о правах ребёнка; Устав МБДОУ «ДС «Снегурочка»; социальный заказ родителей (законных представителей ребенка). 4 1.3. Структура программы Научно- методическое пособие используется в форме кружковой работы. Программа рассчитана на обучения детей от 3 до 7 лет. Дети посещают кружок по желанию. Кроме этого учитываются индивидуальные способности каждого ребенка. Возрастной состав кружка, таким образом, смешанный. В итоге – год обучения составляет 72часа. Количество занятий: 2раза в неделю (понедельник, среда, пятница). Продолжительность занятия: 25-30 минут. Количество детей: 10 человек. Программа состоит из двух разделов, соответствующих содержанию 1-го и 2-го года обучения с учетом динамики развития танцевальных возможностей детей в том или ином возрастном периоде. На 2-ом году обучения детям доступны современные популярные танцы. 1.4. Форма и режим занятий Программа рассчитана на 1 года обучения, для детей 3-7 лет. Программой предусматривается 60 занятий в год, 2 занятия в неделю во вторую половину дня. Проведение занятий по данной программе предполагает работу с подгруппами из 6 детей. Продолжительность занятия в группах от 3 ти до 6-ти лет 25 минут, от 5ти до 7-ми лет - 30 минут. Группа, делится на 2 подгруппы, в зависимости от пройденного материала. Каждая новая тема дается на протяжении нескольких занятий, чтобы дети смогли повторить, закрепить, и запомнить материал. Форма проведения Форма обучения – групповые и индивидуальные занятия. Отбор детей проводится в соответствии с желанием и индивидуальными особенностями детей. Учебный материал включает в себя: - Музыкально-ритмические занятия. - Элементы народного танца. - Элементы детского бального танца - Элементы историко-бытового танца. - Элементы эстрадного танца. Занятия в кружке направлены на общее развитие дошкольников, на приобретение устойчивого интереса к занятиям хореографией в дальнейшем, но не может дать детям профессиональной хореографической подготовки. Поэтому учебный материал включают в себя лишь элементы видов танцев, объединенных в отдельные танцевально - тренировочные комплексы, игры и танцевальные композиции. Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий. Работа ведется определенными периодами – циклами. В течение месяца педагог разучивает с детьми материал одного из разделов. Первая неделя цикла отводится освоению новых знаний. Вторая – повторению пройденного материала с некоторыми усложнениями, дополнениями. Третья, четвертая – окончательному закреплению пройденного материала. Такой метод позволяет детям более 5 последовательно и осмысленно вживаться в изучаемый материал. Но при этом ошибочно рассматривать отдельные разделы, как наиболее ответственные и главные, т.к. освоение программы зависит от общей суммы знаний и навыков. Кроме основных разделов занятия включают в себя упражнения на развитие ориентирования в пространстве, ритмическую разминку на развитие групп мышц и подвижность суставов, вспомогательные и координирующие упражнения, упражнения с предметами, музыкально – подвижные игры, упражнения на импровизацию. Занятие состоит из трех частей: Вводная - в нее входит поклон, маршировка, разминка(3-5 минут) Основная - она делится на тренировочную (изучение нового материала, повторение, закрепление пройденного) и танцевальную (разучивание танцевальных движений, комбинаций, композиций).(15-20минут) Заключительная – музыкальные игры, вспомогательные и корригирующие упражнения, поклон. (5 минут) Изучение программы начинается с несложных движений и заданий, затем расширяется, совершенствуется и обогащается в последующем году. Особое внимание уделяется постановке корпуса, рук, ног, головы. В течение всего года дети занимаются ритмикой, детскими бальными, историко – бытовыми, доступными народными танцами и изучают элементы классического танца. 1.5. Возрастные особенности детей Дети этого возраста быстро утомляются. Внимание быстро переключается. Ребенок сосредоточен до тех пор, пока интерес не угаснет. Появление нового предмета /нового задания/, тотчас переключает внимание на него. Длительное время ребенок не может выполнять одно и то же движение. Ведущим у детей является конкретно-образное мышление, т.е. педагог должен использовать в своей работе яркое словесное рисование – описание, сравнение, наглядность, показ. Их мировоззрение носит чувственный характер. Это игровой возраст, для него характерны жизнерадостность, подвижность, доверчивость. Задания педагога выполняют не обсуждая. Возбуждение сильнее, чем торможение. Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Лучше занятия строить в игровой форме. Например, предлагать сюжеты сказок, песен, и по ходу станцевать, изображая героев, их действия. В этом возрасте дети подвижны. Легки, но, несмотря на утомляемость, необходимо удовлетворить их потребность в движении. Дети могут координировано и ритмично ходить, бегать, прыгать, высоко поднимать ноги в колене, скакать с ноги на ногу. Опираясь на физические возможности детей, происходит знакомство с простыми рисунками: круг, линия, колонна, ручеек, змейка, шахматный порядок, и простые перестроения из одного в другой. Даже сами названия рисунков заинтересовывают детей. Все движения разучиваются в простом вид, чередуя их, а не комбинируя, используя при этом основные положения рук: на поясе, за спину, за руки, за юбочку у девочек. 6 1.6. Цели и задачи Цель: создание благоприятных условий для формирования ритмических движений и развитию творческих способностей посредством хореографического искусства у детей среднего и старшего дошкольного возраста. Задачи: Образовательные: Обучить детей танцевальным движениям. Формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение, характер, передавать их танцевальными движениями. Формировать пластику, культуру движения, их выразительность. Формировать умение ориентироваться в пространстве. Формировать правильную постановку корпуса, рук, ног, головы. Воспитательные: Развить у детей активность и самостоятельность, коммуникативные способности. Формировать общую культуру личности ребенка, способность ориентироваться в современном обществе. Формировать нравственно-эстетические отношения между детьми и взрослыми. Создание атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве. Развивающие: Развивать творческие способности детей. Развить музыкальный слух и чувство ритма. Развить воображение, фантазию. Оздоровительные: укрепление здоровья детей. 2.Содержательный раздел 2.1. Учебный план № Название раздела, п/п темы Вводное занятие. 1 Беседы об общей и спортивной этике, инструктаж по технике безопасности в танцевальном зале, на сцене и за кулисами, требования к форме Количество часов Всего Теория 2 1 7 Практика 1 Формы контроля Опрос 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Комплекс общеразвивающих физических и танцевальных упражнений Основы музыкальных ритмов Общая танцевальная подготовка Физическая подготовка Основы эстрадного танца Знакомство с различными танцевальными эстрадными направлениями Постановочная деятельность Концертная деятельность 8 0,5 7,5 Наблюдение 6 - 6 5 - 5 Опрос, наблюдение Наблюдение 8 0,5 7,5 Наблюдение 9 0,5 8,5 10 2 8 Опрос, наблюдение Опрос, наблюдение 20 - 20 Наблюдение 2 - 2 Итоговое занятие 2 1 1 Концертный просмотр, конкурс, фестиваль Опрос, наблюдение Итого 72 5,5 66,5 2.2. Календарно-тематический планирование № Название раздела 1 Вводное занятие 2 3 Музыкально ритмические движения Элементы русского танца «Давайте познакомимся» Количество часов 1 «Здравствуй сказка» 7 «В коробке с карандашами» 8 «На птичьем дворе» 8 «Зимняя сказка» 8 «Во саду ли в огороде» 12 Тема занятий 8 4 Детский бальный танец, ритмика. 5 Элементы эстрадного танца «Приглашение к танцу» 12 «Я хочу танцевать» 8 «Давайте построим большой хоровод» 8 2.3. Планируемый результат Предметные результаты. К концу освоения программы: У обучающихся будут сформированы основные знания, умения, навыки в области ритмики. Обучающиеся приобретут опыт творческой деятельности. Обучающиеся освоят танцевальные элементы эстрадного танца. У обучающихся будет укреплен суставно-связочный аппарат; развиты сила и ловкость. Личностные результаты. К концу освоения программы у обучающихся будет: Приобретена устойчивая мотивация к творческой деятельности, к танцевальному искусству. Сформирован художественный вкус. Сформированы такие личностные качества как дисциплинированность, аккуратность, внимание, ответственность. Сформирована общекультурная и коммуникативная компетенции; культура общения и поведения в коллективе. Метапредметные результаты. К концу освоения программы у обучающихся будут развиты: - Артистические, эмоциональные качества, умение выразительно передавать содержание произведения средствами танца Координация, гибкость, пластика, общая физическая выносливость. Умение двигаться в соответствии с музыкальным ритмом. 2.4. Педагогический мониторинг образовательной деятельности. Способы проверки результатов освоения программы В процессе реализации программы применяются следующие виды контроля: Вводный мониторинг (в начале освоения программы-наблюдение); Промежуточный мониторинг (в конце полугодия- наблюдение); Итоговый мониторинг (по окончании освоения программы - в конце 1-ого года обучения-наблюдение). Результата освоения программы отслеживается с помощью следующих форм: 9 Опрос (вводный мониторинг); Наблюдение (промежуточный мониторинг); Концертный просмотр (промежуточный мониторинг); Конкурс, фестиваль, открытый урок (промежуточный мониторинг); Итоговое занятие, отчетный концерт (итоговый мониторинг). Эти формы позволяют педагогу и воспитанникам увидеть и обсудить результаты своего труда, позволяют педагогу внести изменения в учебный процесс, определить эффективность обучения по программе. Промежуточный и итоговый мониторинг осуществляются в форме просмотра и наблюдения. Механизм выявления результатов реализации программы Основная форма подведения итогов – наблюдение и просмотр. Критериями оценки результативности обучения являются уровень теоретической и практической подготовки учащихся. В основе промежуточного и итогового контроля лежит десятибальная система оценки успеваемости. Баллы промежуточного и итогового контроля вносятся в общую ведомость. Таблица перевода баллов: Уровни владения навыками приводятся в соответствие с баллами по специальной шкале (Приложение 2): полностью освоивших программу дополнительного образования - высокий уровень (9-10 баллов); освоивших программу не в полном объеме - средний уровень (5-7 баллов); освоивших программу в минимальном объеме - низкий уровень ниже среднего (0-4 балла). Итоговый отчет результативности освоения программы проводится ежегодно в форме концерта для родителей, по которому оценивается работа педагога и детей, осуществленная в течение учебного года. Педагог подводит итог учебновоспитательной работы за год, проводит анализ творческих достижений детей. Обучающиеся, освоившие в полном объёме образовательные программы, переводятся на следующий год обучения. Формы фиксации результатов: ведение журнала учёта работы кружка, грамоты. Критерии оценки результативности освоения программы: фото и видеозапись; концерты, конкурсы и фестивали. Оценочные материалы Критерии диагностики по программе (посредством профессионального наблюдения педагога): • Мотивы деятельности – социальные или познавательные (есть/нет); • Музыкальность и ритмичность (высокий, средний, низкий уровень); • Координация (высокий, средний, низкий уровень); • Пространственная ориентация (высокий, средний, низкий уровень); • Предметные результаты освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (высокий, средний, низкий уровень); • Старание и прилежание (высокий, средний, низкий уровень); • Сценическая культура (высокий, средний, низкий уровень). 10 Итогом реализации данной программы является освоение базовых основ эстрадной хореографии ритмики, приобщение к танцевальной культуре, социализация в коллективе. 3.Организационный раздел 3.1. Материально-техническое обеспечение Занятия проводятся в хорошо освещенном и проветриваемом учебном кабинете, который отвечает требованиям санитарно-гигиенических норм, правилам техники безопасности, установленных для помещений, где работают учащиеся, оснащенном специальными станками, зеркалами. Кроме того, необходимы следующие средства обучения: Музыкальная аппаратура. Реквизит для танцев. Тренировочная одежда и обувь. Сценические костюмы. Персональный ноутбук. Диски, флэшки. Музыкальное обеспечение. Коврики для занятий. Дидактический материал: фотографии, литература по хореографии, ритмике, пластике, танцу, видео- и аудиозаписи. 3.2. Методическое обеспечение Успешное решение поставленных задач на занятиях хореографией в дошкольном учреждении возможно только при использовании педагогических принципов: - принцип доступности и индивидуальности (учет возрастных особенностей, возможностей ребенка, индивидуальный подход к каждому участнику кружка.) - принцип постепенного повышения требований (выполнение ребенком все более трудных, новых заданий, постепенное увеличение объема и интенсивности нагрузок.) - принцип систематичности (непрерывность, регулярность занятий.) - игровой принцип (занятие стоится на игре.) - принцип сознательности, активности (сознательное, заинтересованное отношение ребенка к своим действиям.) - принцип повторяемости материала (повторение вырабатываемых двигательных навыков.) - принцип наглядности (практический показ движений.) Ведущими методами обучения детей танцам являются • наглядная демонстрация формируемых навыков (практический показ) • объяснение методики исполнения движения Таким образом, основные методы, применяемые при обучении • качественный показ 11 • словесное (образное) объяснение • повторение Итогом занятий является танец. Танец, поставленный на основе выученных движений. Преодолевая технические трудности, дети приобретают свободу сценического поведения, проявляют свою индивидуальность. 3.3. Литература 1. Облап С. М. Мастерство хореографа. Курс лекций. Учебно-методическое пособие для средних специальных и высших учебных заведений культуры, искусств и дополнительного образования. – Томск, 2012. – 152 с. 2. Никитин В.Ю. Мастерство хореографа в современном танце. Учебное пособие. М.: ГИТИС, 2011. - 472 с. 3. Адеева Л.М. Пластика. Ритм. Гармония. Самостоятельная работа учащихся для приобретения хореографических навыков. Учебное пособие. - СПб.: "Композитор", 2010. - 52 с. 4. Козлов Н.И. Пластическая выразительность как один из определяющих компонентов в создании художественного образа. - СПб.: «Композитор», 2010. 20 с. 5. Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. Учебно-методическое пособие для педагогов. – М.: Гном-Пресс, 2000 г. – 64 с. 12