Приложение к пункту 5.3. I.Карта оценки деятельности воспитателя. № Показатели п/п 1. Особенности организации НОД 2. Обеспечивание познавательной активности детей Индикаторы Педагог чередует формы организации детской деятельности: -преимущественно фронтальную, -индивидуальную, подгрупповую, -взрослый руководит группой детей в целом. Соблюдает дидактические принципы (системность изложения материала, соответствие возрасту, программе; объективность, доступность, наглядность, оптимальность объема материала). Предоставляет детям возможности выбора центров активности В процессе НОД интегрирует нескольких образовательных областей: -2 области; -3 области. Применяет различные методы оценивания: сочетает методы педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки детей (в зависимости от возраста детей) По мере необходимости переключает ребенка на познавательный вид деятельности. Педагог отмечает новые достижения ребёнка в разных видах деятельности и поощряет их, обращая внимание на его новые возможности и способности. Педагог отмечает новые достижения ребёнка в разных видах деятельности и поощряет их, обращая внимание на его новые возможности и способности. Педагог не сравнивает достижения детей друг с другом, а только с его собственными (я горжусь тем, как ты работал; я знала, что ты сможешь сделать и т. д.). Педагог обеспечивает эмоциональное благополучие детей. Оценка Комментарии Оказывает не директивную помощь детям (педагог возвращает ребёнку его вопрос, предлагает обратиться за помощью к другим детям). В случае необходимости намеренно создает ситуацию успеха (проблемными вопросами, предметами-загадками, схемами). Поддерживает детскую инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности (не делает за ребёнка то, что он может сделать самостоятельно). 3. Коммуникация педагога с детьми Взрослый выступает в роли партнера. Педагог создает условия для позитивных, доброжелательных отношений между детьми. Взрослый слушает детей внимательно, с уважением. Педагог своевременно осуществляет тактильный контакт. При организации совместной игровой деятельности учит детей координировать свои желания с мнением и желанием других. 4. 5. Специальное внимание детям с ограниченными возможностями здоровья. Планирование Помогает в разрешении конфликтной ситуации путем обсуждения, установления очередности с использованием жеребьевки, правил группы, разработанных детьми. При индивидуальном общении взрослым используется позиция «глаза на одном уровне». Помогает детям с ограниченными возможностями включиться в детский коллектив и в образовательный процесс. Уделяет специальное внимание и поддержку детям с индивидуальными особенностями. Своевременно выявляет случаи пренебрежительного обращения с ребенком, оказывает поддержку (в соответствии с рекомендациями специалистов). При разработке планов деятельности группы педагог использует результаты наблюдений за детьми и вносит необходимые коррективы. Планирует разнообразные виды деятельности детей, учитывает их потребности, способности, возможности и интересы. 6. Оценивание индивидуального развития детей. Использует систематическое структурированное наблюдение за ребенком. Педагог ведет повествовательные записи (записи впечатлений о групповой и индивидуальной деятельности), которые фиксирует в конце каждого дня. Составляет карты наблюдений, в которой перечисляет навыки и умения (ключевые компетентности) ребенка. Проводит беседы с ребёнком с использованием открытых вопросов. Собирает портфолио, или «Папки достижений» детей. Оценка: «+» - соответствует индикатору, «+/-» - частично соответствует, «-» - не соответствует. Выводы, рекомендации: _________________________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________ Проверку проводил: ___________________________/_______________________ Дата «__» ______________ 20___ г. II. Карта оценки деятельности музыкального руководителя. № Показатели п/п 1. Формы организации образовательно й деятельности Индикаторы Оценка Комментарии Предлагаемый музыкальный материал соответствует возрастным особенностям (объем, сложность, доступность) 2. Учет возрастных и индивидуальны х особенностей развития детей Умение находить индивидуальный подход к детям (учет детей с низкой концентрацией внимания, повышенной утомляемостью либо повышенной возбудимостью, вновь прибывшие, с различным уровнем музыкального развития, речевые особенности). Оказывает необходимую достаточную помощь и поддержку при затруднении, не акцентирует внимание детей на неуспехах ребенка 3. Создание ситуации успеха Организационные моменты (настрой: приветствие, релаксация, рефлексия). Педагог отмечает новые достижения детей в разных видах деятельности и поощряет их. Не сравнивает достижения детей друг с другом, а только с его собственными. 4. Использование разнообразных методов и приемов В случае необходимости педагог намеренно создает ситуацию успеха (индивидуальная и коллективная). Организационные моменты (эмоциональный настрой на восприятие (беседа, рассказ, сюрпризный момент, проблемная ситуация, загадка, игрушка и т. п.). Активные методы. Качество используемого репертуара народной и классической музыки). (высокохудожественные произведения Выразительное исполнение музыки (ИКТ или живое звучание: игра на фортепиано, пение и т. д.) 5. 6. 7. Поддержка инициативы и творческой активности детей в музыкальной деятельности Стиль общения музыкального руководителя. Обеспечение эмоционального благополучия Взаимодействие музыкального руководителя с воспитателями и специалистами Использование методов: -наглядных (картины, рисунки), -словесных (беседа, рассказ, пояснения, инструкции), -практических (показ педагогом исполнительских приемов в пении, музыкальноритмических движениях, игре на музыкальных инструментах, показ рукой изменения высоты звука, прохлопывание и отстукивание ритмического рисунка, показ с помощью наклонов изменение динамики музыки и т. д.), -игровых. Предлагает детям образцы деятельности, в итоге дает возможность самостоятельного выбора. Стимулирует творческую самостоятельную деятельность детей в свободной деятельности (обогащает музыкальными впечатлениями). Поощряет и развивает самостоятельные и творческие проявления детей в высказываниях о музыке. Провоцирует детей на рассуждение (исполняет произведения с различной степенью контрастности, педагог предлагает ребятам сравнить их, высказать свое отношение). Доброжелательное и ласковое обращение по имени. Проявляет артистизм, изобретательность, находчивость; поощряет самостоятельное музыкальное творчество детей в режимных моментах (фишки, фантики, эмоциональное словесное поощрение) Планирование (совместная подготовка к развлечениям, утренникам, родительским собраниям, интегрированным занятиям) Музыкальный руководитель рекомендует педагогу музыкальные записи для прослушивания в режимных моментах (закрепление музыкальных впечатлений детей, прослушивание с ними музыкальных произведений, звучавших на занятиях) Совместное проведение музыкальных занятий, праздников, развлечений (досуги, новоселье в группе, дни рождения и т. д.) Обучает педагогов игре на детских музыкальных инструментах, свободному музицированию в пении, музыкально-ритмическим движениям (проведение мастерклассов «Методика музыкального воспитания», «Методические приемы для развития у детей исполнительских умений» 8. Взаимодействие с родителями Совместные консультации со специалистами Организуют совместную музыкальную деятельность детей и взрослых (создают детско-родительский хор, оркестр, танцевальный ансамбль, театральную студию) Совместное проведение музыкальных занятий, праздников, развлечений (досуги, новоселье в группе, дни рождения и т.д.); выступление на родительских собраниях Организация совместных мастер-классов, практикумов; разработка стендовой информации (памятки, рекомендации, стенгазеты и т. д.) Консультации (индивидуальные, подгрупповые) 9. РППС Требования СанПиН и соблюдение правил противопожарной безопасности. Наличие детских музыкальных инструментов (шумовые, ударные инструменты, ложки, детский аккордеон, металлофон, ксилофон и т. д.). Наличие демонстративного материала соответствующего тематике (портреты композиторов, изображения нот, музыкальных ключей и т. д.) Итого баллов: Оценка: «+» - соответствует индикатору, «+/-» - частично соответствует, «-» - не соответствует. Выводы, рекомендации: _________________________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________ Проверку проводил: ___________________________/_______________________ Дата «__» ______________ 20___ г. III. Карта оценки деятельности инструктора по физической культуре. № Показатели п/п 1. Формы образовательной деятельности. 2. Учет возрастных и индивидуальных особенностей развития детей 3. Эффективность использования разнообразных методов и приемов Индикаторы Педагог использует образовательные ситуации от освоения нормы до инициативно-субъективных действий: Рациональная дозировка нагрузки (времени) в соответствии с возрастом детей, индивидуальными и физическими особенностями детей. Умение находить индивидуальный подход к детям (учет детей с низкой концентрацией внимания, повышенной утомляемостью либо повышенной возбудимостью, вновь прибывшие, учет детей с различным уровнем физического развития). Соответствие основных движений и упражнений возрастным особенностям детей Соответствие материала особым образовательным потребностям детей с разными категориями ОВЗ. Оказывает необходимую помощь и поддержку при затруднении, не акцентирует внимание детей на неуспехах ребенка. Указывает на ошибки ребенка тактично, не ущемляет достоинства. Организационные моменты (эмоциональная настройка на восприятие (сюрпризный момент, загадка, игрушка и т. п.). Умение использовать вариативность структуры занятия, разные его виды (вводная, основная, заключительная части). Подведение итогов занятия. Качество используемого музыкального сопровождения. Использование методов: -словесных (беседа, пояснения, инструкции, краткое и четкое объяснение заданий, сообщение задач воспитанникам); -практических (показ педагогом физических упражнений, соблюдение последовательности проведения упражнений); - игровых. Оценка Комментарии Организует занятия детей в разнообразных формах (путешествие, эстафеты, досуг и т. д.). При предъявлении нового материала педагог представляет образец выполнения движения или упражнения. При закреплении материала правильное выполнение упражнения или движения может осуществлять ребенок. В младшем и среднем дошкольном возрасте правильное выполнение упражнения или движения показывает педагог. Соблюдение времени проведения занятия. 4. 5. Поддержка инициативы и творческой активности детей в физической деятельности. Стиль общения инструктора по физической культуре. Обеспечение эмоционального благополучия Предоставляет детям возможность самостоятельного выбора деятельности. Создает проблемную ситуацию, побуждающую детей к активному проявлению. Стимулирует самостоятельную деятельность детей. Поощряет и развивает самостоятельные проявления детей в играх Умеет увлечь детей, заинтересовать их. Голос педагога не доминирует над голосами детей. Доброжелательное и ласковое обращение по имени. При индивидуальном общении взрослым используется позиция «глаза на одном уровне». Откликается на просьбу ребенка провести совместную деятельность, спокойно объясняет причину, если не может сразу принять. Отсутствуют грубое обращение, угрозы. Проявляет артистизм, изобретательность, находчивость. Учитывает индивидуальные особенности детей (по характеру, темпераменту). 6. Соответствие спортивного инвентаря требованиям СанПиН, возрастным особенностям детей и особым образовательным потребностям детей с ОВЗ. Соблюдение санитарных норм и правил Своевременное проветривание помещения (до и после). Ежедневная влажная уборка помещения. Соблюдение температурного режима, режима влажности (имеется в наличии температурный градусник, гидрометр). Наличие аптечки для оказания первой помощи в помещении. 7. РППС Соблюдение техники безопасности: -организация безопасности детей при выполнении упражнений. -отсутствие острых предметов в помещении. -отсутствие сломанного спортивного оборудования. -устойчивость оборудования Зонирование: -рабочая зона (мячи, скакалки, ракетки для бадминтона, гимнастические палки и т.д. -активная зона (тренажеры, мягкие модули, шведская стенка, маты и т. д.); -спокойная зона (скамейки, гимнастические маты для релаксации и т. д.) Использование спортивного инвентаря. Атрибуты для игр. Итого баллов: Оценка: «+» - соответствует индикатору, «+/-» - частично соответствует, «-» - не соответствует. Выводы, рекомендации: _________________________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________ Проверку проводил: ___________________________/_______________________ Дата «__» ______________ 20___ г. IV. Карта оценки деятельности педагога-психолога. № п/п Показатели 1. Формы образовательной деятельности. 2. Диагностическое направление 3. Коррекционноразвивающая работа Индикаторы Педагог использует образовательные ситуации от освоения нормы до инициативно-субъективных действий: - преобладают образовательные события, запланированные педагогом - преобладают образовательные события, как традиции - преобладают образовательные события, спровоцированные педагогом - преобладают образовательные события, возникшие по инициативе детей Владение методами диагностики, обоснованность выбора диагностических методик и стимульного материала, способность грамотно интерпретировать полученные данные (заполненные диагностические карты, анализ данных). Использует наглядные методы обучения (иллюстрации, презентации и т. д.). Использует словесные методы обучения (беседы, чтение художественной литературы, рассказ, объяснение и т. д.). Использует практические методы обучения (дидактические игры, упражнения, моделирование и т. д.). Использует игровые методы обучения (создание воображаемой ситуации, выполнение действий с опорой на игровой сюжет, вхождение в роль). Активизирует познавательную деятельность детей. Подбирает материал в соответствии с направлением коррекционной работы. 4. Особенности установления контакта В случае затруднения в выполнении задания направляет к самостоятельному поиску решения. Эффективность коррекционно-развивающего процесса (положительная динамика проводимой работы). Устанавливает контакт с ребёнком (зрительный, тактильный, вербальный), Ориентирует/ нацеливает ребёнка на совместную работу. Создает благоприятный микроклимат для эмоционального контакта с ребенком. Контакт с ребенком продуктивный. Оценка Комментарии 5. 6. 7. 8. 9. (взаимодействия) с ребёнком Речь правильная, точная, ясная, эмоционально-выразительная. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Использует инструкции простые и сложные в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка. Учитывает особенности поведения, настроения путем переключения на другой вид деятельности и т. п. Создание социальных ситуаций развития. Педагог держится свободно, уверенно. Устанавливает доверительные отношения. При индивидуальном общении используется позиция «глаза в глаза». Не акцентирует внимание на «неуспеха», указывает на ошибки тактично. В случае необходимости создает ситуацию успеха. Доброжелательно, ласково обращается по имени. Использует поощрение при проявлении самостоятельности. Поддержка инициативы детей в общении. Формирование положительного отношения к сверстникам. Внимательно выслушивает детей. Использование современных образовательных технологий. Здоровьесберегающие технологии (релаксация, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз и т. д.). Поощряет детей в высказывании своих чувств и мыслей. Вместе с детьми обсуждает возникшую проблему и ищет выход из создавшейся ситуации. Педагог помогает в разрешении конфликтной ситуации путем обсуждения, установления очередности и использования жеребьевки и т. д. Технологии развивающего обучения (проектная деятельность, игровые технологии, арт-терапия и др.). Применение информационных образовательных ресурсов, ИКТ (наличие картотеки, банка данных, долгосрочный проект по применению образовательных ресурсов). 10. Интеграция образовательных областей. Объединяет несколько образовательных областей (социально коммуникативное, познавательное, речевое). 11. Построение развивающей предметнопространственной (коррекционноразвивающей) среды. Отдельный кабинет, приспособленное, совмещенное помещение; Побуждает детей к активному познанию окружающего мира, установлению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей (вопросы-провокаторы, проблемные ситуации, вопросы, предметызагадки и т. д.). Организация пространства (наличие зон: рабочей, релаксации, коррекции, консультирования). Оформление кабинета обеспечивает психологический комфорт, активизирует положительные эмоции и интерес детей к различным их элементам, желание заниматься соответствующей деятельностью (цветовое решение, декоративные элементы, дизайн помещения). Разнообразие и соответствие дидактического материала возрасту, индивидуальным особенностям. Оснащение техническими средствами (магнитофон, ноутбук, компьютер, проектор, принтер, интерактивная панель и т. п.). Наличие авторских разработок, интересных педагогических находок. 12. Программное обеспечение коррекционноразвивающего процесса. 13. Система работы по адаптации ребенка к условиям ДОУ. Наличие программ и/ или разработанных комплексов коррекционно-развивающих занятий, направленных на коррекцию или развитие разных сторон личности ребёнка, в том числе авторских. Разработана и эффективно действует система психологического сопровождения адаптации ребёнка к условиям дошкольного образовательного учреждения (наличие карт адаптации, рекомендаций для педагогов и родителей, проведение индивидуального консультирования). 14. Современные формы работы с семьями воспитанников. Использование современных, активных форм работы с семьями воспитанников: тренинги, семинары, практикумы, консультации, анкетирование, формы просветительской работы и др. Предоставляет информацию относительно целей и этапов коррекционной работы. 15. Современные формы работы с педагогами ДОУ. Использование современных, активных форм работы с педагогами: тренинги, семинары, практикумы, консультации, анкетирование, формы просветительской работы и др. Итого баллов: Оценка: «+» - соответствует индикатору, «+/-» - частично соответствует, «-» - не соответствует. Выводы, рекомендации: _________________________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________ Проверку проводил: ___________________________/_______________________ Дата «__» ______________ 20___ г. V. Карта Оценки деятельности учителя-логопеда № п/п 1. Показатели Особенности Установления контакта (взаимодействия) с ребенком. Индикаторы Оценка Комментарии Устанавливает контакт с ребенком (зрительный, тактильный, вербальный). Ориентирует (нацеливает) ребенка на совместную работу. Создает благоприятный микроклимат для эмоционального контакта с ребенком. Речь правильная, точная, ясная, эмоционально-выразительная. Педагог держится свободно, уверенно. Стремится установить доверительные отношения. Голос взрослого не доминирует над голосами детей. 2. Учет возрастных и психологопедагогических особенностей развития детей При индивидуальном общении взрослым используется позиция «глаза на одном уровне». Терпеливое отношение к детям при выполнении заданий. Оказывает необходимую помощь и поддержку при затруднении, не акцентирует внимание детей на неуспехах. Предлагает детям образцы самостоятельного выбора. деятельности Учитывает индивидуальные особенности особенности поведения, настроения и т. д) 3. Создание ситуации успеха. и в детей итоге дает (речевые возможность возможности, Педагог внимательно выслушивает детей и не отвечает на вопросы, а возвращает вопрос ребенка или перенаправляет его в социум группы. Поощряет детей в высказывании своих чувств и мыслей. Использует проблемные вопросы и предметы. В случае неправильных ответов очень аккуратно и тактично привлекает внимание всех детей к ошибке, не торопится исправить сам, а подводит детей к правильному ответу. 5. Формирование положительного отношения к сверстникам. Педагог внимательно выслушивает детей и не отвечает на вопросы, а возвращает вопрос ребенка или перенаправляет его в социум группы. Поощряет детей в высказывании своих чувств и мыслей. Использует провокационные вопросы и предметы. В случае неправильных ответов очень аккуратно и тактично привлекает внимание всех детей к ошибке, не торопится исправить сам, а подводит детей к правильному ответу. Поощряет проявление сочувствия детей друг к другу (при наличии таких ситуаций). Вместе с детьми обсуждает возникшую проблему и ищет выход из создавшейся ситуации. 6. 7. Использование современных образовательных технологий в коррекционнообразовательно м процессе (не менее двух). Коррекционнообразовательная деятельность Педагог помогает в разрешении конфликтной ситуации путем обсуждения, установления очередности и использования жеребьевки и т. д. (при наличии таких ситуаций). Здоровьесберегающие технологии (мышечная релаксация, артикуляционная, пальчиковая гимнастики, гимнастика для глаз и т. д.). Технология развивающего обучения (биоэнергопластика, кинезиологические упражнения, цветотерапия, пескотерапия и т. д.). ИКТ-технологии (компьютерные программы, презентации, интерактивные игры). Технология наглядного моделирования (схемы, модели, мнемотаблицы и т. д.) Использует наглядные методы обучения (наблюдения, иллюстрации, просмотр презентаций и т. д.). Использует словесные методы обучения (беседы, чтение художественной литературы, рассказ, объяснение и т. д.). Использует практические методы обучения (дидактические игры, упражнения, моделирование и т. д.). Использует игровые методы обучения (создание воображаемой ситуации, выполнение действий с опорой на игровой сюжет, вхождение в роль). Активизирует умственную деятельность детей. Подбирает материал в соответствии с речевыми особенностями детей. Материал соответствует теме и целям занятия (при наличии плана). Использует в планировании разнообразные образовательные формы (прогулка, экскурсии, досуг). Следит за правильным построением фраз, за звукопроизношением воспитанника, за обогащением самостоятельной речи лексико-грамматическими единицами. 8. Использует инструкции простые/ сложные в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. Соответствие методов, приемов и средств обучения содержанию материала, возможностям детей. Владение методикой организации и проведения занятия Последовательность и взаимосвязь этапов занятия. Целесообразность распределения времени между этапами занятия. Рациональность организации деятельности от простого к сложному. Организация самостоятельной работы детей. Смена видов деятельности (своевременное и качественное физкультминуток и др.). проведение Доступность, четкость инструкции и своевременность помощи логопеда. Диалогическая речь логопеда доминирует над монологической. Наличие рефлексии Интеграция образовательных областей. 10. Планирование 9. Взаимопроникновение отдельных образовательных областей через разнообразные виды деятельности, обеспечивающих целостность образовательного процесса. Выбор темы осуществляется, исходя из интересов детей. Совместное с детьми обсуждение выбранной темы и планирование деятельности. Совместное составление визуального плана действий с помощью рисунков или слов. 11. РППС Логопед совместно с воспитателем анализируют выполнение планирования. Материал и оборудование стимулируют познавательно-речевую активность детей в разных видах деятельности: Наличие электронных образовательных ресурсов (презентации, детские развивающие игры, видео- и аудиотека). Оснащение техническими средствами (магнитофон, магнитная доска, компьютер, проектор, принтер). Наличие продуктов индивидуальной, совместной деятельности детей с педагогом. Материалы расположены на уровне глаз ребенка. Маркировка стеллажей, шкафов, контейнеров картинками, словами (в соответствии с возрастом детей). Свободный доступ детей с ограниченными возможностями здоровья, категории «ребенок-инвалид» к играм и игрушкам, материалам, пособиям. Разнообразие дидактического материала (игры, плакаты, альбомы, иллюстрации и т. д.). Наличие различных пространств (для индивидуальной работы с дополнительным освещением и зеркалом, для двигательной активности детей, для подгрупповой работы). Материал систематизирован по направлениям коррекционно-развивающей деятельности. Наличие природных предметов заместителей. материалов, используемых Наличие схем, моделей, деятельности. 12. Работа с родителями в качестве алгоритмов, используемых в коррекционной Предоставляет информацию для родителей (законных представителей) относительно целей и этапов коррекционной работы (журнал индивидуального консультирования). Создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности (в начале тематической недели родителей знакомят с предстоящими задачами и планируемыми мероприятиями, для решения поставленных задач родителей привлекают к участию, в конце каждого дня родителей знакомят с итогами образовательной деятельности) (журнал учета реализации образовательной программы ДОУ). Поддерживает родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья (памятки, папки-передвижки, информационные стенды, буклеты; выступления на родительских собраниях, родительских клубах и т. д). Обеспечивает вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи (открытые мероприятия совместно с родителями и детьми, участие детей и их семей в конкурсах на уровне ДОУ, города, округа, РФ). Устанавливает партнерские отношения с семьей каждого воспитанника (семейные патронажи, проведение совместных досугов за пределами ДОУ, ведение протоколов). Использует разнообразные формы работы с родителями (мастер-класс, семинарпрактикум, тренинг и т. Д., отображенные в планировании) Итого баллов: Оценка: «+» - соответствует индикатору, «+/-» - частично соответствует, «-» - не соответствует. Выводы, рекомендации: _________________________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________ Проверку проводил: ___________________________/_______________________ Дата «__» ______________ 20___ г.